Туризм
Язык Тролля по-кавказски
5 октября, 2021
21014
Любоваться Безенгийской стеной, свесив ноги с Языка Тролля. Невозможно — скажете вы? Заблуждаетесь! Рассказываем, где найти кавказский аналог знаменитого каменного выступа и как туда добраться

На Северном Кавказе все свое: обычаи, искусство, кухня и даже Кьерагболтен и Язык Тролля. Аналог знаменитого норвежского валуна, зависшего между скалами, можно найти в Куртатинском ущелье в районе каньона Кадаргаван в Северной Осетии. Местный Язык Тролля — каменный выступ неподалеку от руин Верхнего Хулама в Хуламо-Безенгийском ущелье.

Озеро с душком

Первая точка маршрута — сероводородное озерцо у селения Бабугент. С запасом еды — по дороге кафе и магазины не встретятся — отравляемся в сторону Голубых озер. Из Нальчика добираемся до Урвани, где на светофоре следуем по указателю «Голубые озера», проезжаем Аушигер и Кашхатау и на въезде в Бабугент сворачиваем направо. Чуть проехав по дороге, ощущаем запах сероводорода: справа небольшое мутное озеро, вода в котором словно с бело-голубой взвесью. Здесь жарят шашлык, гуляют, в хорошую погоду пробуют купаться. Озеро проточное, родникового происхождения. В паре десятков метров — его исток, где «ароматная» водица струится прямо из земли.

По заасфальтированному участку умеренного серпантина добираемся до селения Карасу (с балкарского «Черная речка»). Летом 2015 года здесь проходил молодежный фестиваль, тогда же на въезде установили симпатичную стелу — пожалуй, единственная местная достопримечательность. Зато отсюда открывается прекрасный вид.

За селом, в теснине ущелья, прямо из скал бьет карстовый водопад Тыжынты, сверкающий на солнце бриллиантами брызг. Название можно перевести как «вода, выжимаемая из камня». Набираем бутылки для питья, умываемся, поднявшись по тропинке сквозь сбегающие вниз ручейки, фотографируемся и двигаемся дальше.

Легенды о людоедах

Через несколько километров после теснины видим руины башни, из которой некогда охраняли эти земли. О крепости Жабо-кала, или замке Жабоевых, ходит много легенд. Сюжеты разнятся, но все кровавы и связаны с людоедством. Кто-то рассказывает, что Жабоевы обедали слишком медленно бегавшими крестьянами. Кто-то утверждает, что девушка по имени Жабо из мести сварила неугодных гостей — родственников нового мужа.

Сейчас от Жабо-кала осталась пара стен, замок медленно разрушается. К нему можно как подойти, так и подъехать: с главной дороги сворачиваем налево и вниз по указателю. Если желания делать крюк нет, можно полюбоваться замком прямо с дороги — из ущелья. Главное — съехать на обочину, чтобы не мешать движению.

С видом на высочайший массив

Следующая точка — тот самый Язык Тролля. На выступ поднимаемся, свернув направо возле указателя на Жабо-кала или на первом же съезде в селении Безенги. Здесь есть неприметный дорожный знак. Отсюда до Верхнего Хулама, возле развалин которого начинается тропа на Язык, три километра. На протяжении пути проскакивают через дорогу и ныряют в норки суслики. С ними связана примета: у первого, кто увидит грызуна, исполнится желание. Не слишком большое, но и не чересчур скромное.

Машину оставляем на развилке, где одна часть дороги уходит в сторону кошары (загона для овец) и заворачивает на перевал Думала в Чегемское ущелье, другая — на скальный выступ. Проезжая часть идет вверх и вправо, огибает скалы и сворачивает налево. Мы же движемся справа — местами по довольно узкой тропе. Важно ступать не спеша, убедившись, что крепко стоите на обеих ногах, особенно если решите фотографировать. Снять здесь есть что: за спиной — массив Скалистого хребта Ак-кая, в обрыве ниже тропы — руины Верхнего Хулама, вдали — село Безенги. В хорошую погоду видна Безенгийская стена и пятитысячник Дыхтау.

Тропа огибает скалу, спускается к грунтовке и возвращается к начальной точке, поэтому не увлекаемся: рискуем пропустить спуск к Языку Тролля. На самом выступе крепко держим головные уборы и делаем эффектные снимки.

От Черной речки к Белой

Если вы не уверены в своей машине и водительских навыках, обратно лучше возвращаться той же дорогой. Если транспорт и опыт за рулем позволяют, а в течение нескольких дней не было дождя, можно по лесной дороге вернуться из Карасу в Белую речку. Направление не слишком популярно: дорога в нескольких местах размыта, мало пространства для разворота. Вы спросите: зачем же туда ехать? Отвечаем: красиво же.

После спуска с Верхнего Хулама держим путь до Карасу. Перед мостом сворачиваем налево, чуть проезжаем и уходим вправо и вверх. В этой части села всего пара домишек. Местные жители любят в знак вежливости помахать рукой вслед редким гостям.

Здесь же начинается крутой серпантин, с витков которого отличный вид на Хуламо-Безенгийское ущелье. Часто останавливаться и фотографировать не получится: площадок для парковки немного. Все время двигаемся по «главной». На единственной спорной развилке держимся правее. Бонус дороги — вид на Нальчик, открывающийся прямо из машины.

От Карасу до спуска к селению Белая речка чуть больше 20 километров. Сейчас дорогу подровняли, раньше же местами она больше напоминала каменистое русло ручья. Спустившись в село, сворачиваем направо. Оставшийся путь — по непривычно гладкому после 20 километров тряски асфальту.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Древние храмы Алании. Идея для мини-путешествия на Архызе
500 ступеней к Лику Христа, древние храмы IX века и руины города Маас — что можно увидеть недалеко от горнолыжного курорта
Юбилей СКФО. Факты и рекорды Северного Кавказа за 15 лет
В честь 15-летия Северо-Кавказского федерального округа собрали все самое интересное о его культуре, достижениях и природных достопримечательностях
И лыжнику, и сноубордисту: 10 советов тем, кто только начинает осваивать склоны
От выбора инструктора до правильной экипировки. Как сделать первые спуски безопасными и комфортными
«Я сама собирала капусту». Популярный блогер — о съемках на Кавказе и интересных местах для путешествий
Путешественница Женечка Юркина, за которой в сети следят около полумиллиона россиян, поделилась впечатлениями о Кавказе
Сила слова. Как кавказской прессе удается процветать в цифровую эпоху
В День российской печати рассказываем о региональных газетах и журналах, притягивающих литераторов и культурных деятелей со всей страны и вдохновляющих читателей уже не одно десятилетие
Полная версия