Hand-made
Свалять бренд
7 ноября, 2016
1816
Как сделать войлочный ковер и за что американские спортсмены ценят тапочки из Карачаево-Черкесии

Умелые руки с усилием катают по столу несколько тонких слоев войлока, обернутых в продолговатую циновку. Аэлита Лалиашвили, преподаватель Карачаево-Черкесского государственного колледжа культуры и искусств, заслуженный работник культуры республики, наглядно демонстрирует, как трудно создать произведение искусства из овечьей шерсти. Работа с войлоком требует не только мастерства, но и крепких мускулов. Но что характерно — во все века на Кавказе этим занимались исключительно женщины, так что даже как-то язык не поворачивается называть их после этого слабым полом. Аэлита Викторовна катает войлок уже 20 лет, и в ее исполнении это не ремесло, а искусство.

По старинке

Одежду и предметы интерьера из войлока делают уже больше 4 тысяч лет. Считается, что изобретателем его были скифы-кочевники. Возможно, именно поэтому войлок появился у самых разных народов. Аэлита Лалиашвили и ее ученики занимаются возрождением именно кавказского традиционного искусства создания войлочных изделий. Для этого им приходилось ездить по селениям и общаться с долгожителями, кто еще помнил старинную технологию.

— Для изготовления войлока мы берем овечью шерсть, желательно осенней стрижки. Сначала ее нужно промыть и вычесать. Затем выложить на мешковину или циновку несколькими тонкими слоями. Толщина слоев зависит от вида изделия. Если это, к примеру, основа для войлочного ковра, то она должна быть достаточно плотной, — объясняет мастерица, любовно раскладывая на столе пряжу.

Потом мокрая шерсть обрабатывается мылом. Сейчас в ход идет хозяйственное, раньше использовалось любое, какое было в доме. Потом будущий войлок помещается в мешковину и катается. В зависимости от размера планируемого изделия катание продолжается от нескольких часов до нескольких дней.

— Материал для ковров и накидок катали сразу несколько женщин, поскольку мокрый войлок весил десятки килограммов, а ведь его нужно постоянно перекладывать при катании, чтобы плотность была равномерной, — рассказывает Аэлита Лалиашвили.

Изначально цвет изделий определялся мастью овцы, давшей шерсть. Но в XIX веке на Кавказе войлок начали красить. Использовались природные красители: орех (зеленый цвет), луковая шелуха (желтый) и так далее. Причем в каждом селении старались отличиться — придумать свой оттенок или оригинальную деталь. А позднее на войлок стали наносить родовые символы.

Натур-продукт

Аэлита Лалиашвили и ее ученики делают самые разные изделия из войлока: молельные коврики, одежду, шапки, сапожки, даже чехлы для мобильных телефонов. Все это пользуется большим спросом и в республике, и за ее пределами. В Карачаево-Черкесии войлочная одежда, несмотря на все свои полезные свойства, зачастую стоит даже дешевле синтетических аналогов! Войлок прекрасно сохраняет тепло и в то же время пропускает воздух. Он не впитывает влагу, не имеет неприятного запаха и после длительного использования, а также обладает гипоаллергенными свойствами. Одежда из войлока служит долго и не требует особого ухода.

Мастерицы из Карачаево-Черкесского колледжа искусств постоянно участвуют в выставках и предлагают свою продукцию в самых разных регионах страны.

— Мы часто бываем на выставках на Кавказе, в Сочи, в Москве. Выставлялись даже в Совете Федерации и в Кремлевском дворце, — вспоминает Аэлита Лалиашвили. — А на Олимпиаде в Сочи в наш павильон все время заходили спортсмены. Были у нас американцы, покупали наши тапочки. Говорили, что их привлекла стопроцентная шерсть и ручная работа — натуральный продукт.

Теперь войлочных дел мастера надеются побывать на выставках за границей. Ведь умельцам из Карачаево-Черкесии есть что показать, а мода на hand-made из года в год только растет.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Самые популярные блюда из регионов Северного Кавказа с пошаговыми рецептами по версии ИИ
Как готовить самые популярные блюда Ставрополья, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Ингушетии, Чечни и Дагестана
Под куполами Кавказа: главные православные храмы региона
В день Рождества Христова, 7 января, рассказываем о главных православных храмах Северного Кавказа — с непростой историей и живыми традициями, от старинных соборов до возрожденных святынь
Согревающий, но не горячительный
Когда пробовать безалкогольный глинтвейн, если не в холодное время года? Собрали несколько рецептов напитка — от самого простого до немного замороченного
Трое из Курдановых
Как связаны оружие, рок-музыка, макраме, 3D-моделирование и гобелены? Все просто — это небольшая часть того, чем занимается семья из Кабардино-Балкарии
Свет, камера, лошади. История кавказского фотографа, покорившего Лувр
Ольга Бабенко сделала больше ста тысяч снимков карачаевских лошадей, на горной тропе спасла жеребца, поставив ему капельницу, и превратила любовь к животным в искусство
Риск, стресс и ответственность
История пожарного из Ингушетии Адама Могушкова, который продолжает спасать людей, несмотря на травмы и непростой опыт
Полная версия