Hand-made
Свалять бренд
7 ноября, 2016
1816
Как сделать войлочный ковер и за что американские спортсмены ценят тапочки из Карачаево-Черкесии

Умелые руки с усилием катают по столу несколько тонких слоев войлока, обернутых в продолговатую циновку. Аэлита Лалиашвили, преподаватель Карачаево-Черкесского государственного колледжа культуры и искусств, заслуженный работник культуры республики, наглядно демонстрирует, как трудно создать произведение искусства из овечьей шерсти. Работа с войлоком требует не только мастерства, но и крепких мускулов. Но что характерно — во все века на Кавказе этим занимались исключительно женщины, так что даже как-то язык не поворачивается называть их после этого слабым полом. Аэлита Викторовна катает войлок уже 20 лет, и в ее исполнении это не ремесло, а искусство.

По старинке

Одежду и предметы интерьера из войлока делают уже больше 4 тысяч лет. Считается, что изобретателем его были скифы-кочевники. Возможно, именно поэтому войлок появился у самых разных народов. Аэлита Лалиашвили и ее ученики занимаются возрождением именно кавказского традиционного искусства создания войлочных изделий. Для этого им приходилось ездить по селениям и общаться с долгожителями, кто еще помнил старинную технологию.

— Для изготовления войлока мы берем овечью шерсть, желательно осенней стрижки. Сначала ее нужно промыть и вычесать. Затем выложить на мешковину или циновку несколькими тонкими слоями. Толщина слоев зависит от вида изделия. Если это, к примеру, основа для войлочного ковра, то она должна быть достаточно плотной, — объясняет мастерица, любовно раскладывая на столе пряжу.

Потом мокрая шерсть обрабатывается мылом. Сейчас в ход идет хозяйственное, раньше использовалось любое, какое было в доме. Потом будущий войлок помещается в мешковину и катается. В зависимости от размера планируемого изделия катание продолжается от нескольких часов до нескольких дней.

— Материал для ковров и накидок катали сразу несколько женщин, поскольку мокрый войлок весил десятки килограммов, а ведь его нужно постоянно перекладывать при катании, чтобы плотность была равномерной, — рассказывает Аэлита Лалиашвили.

Изначально цвет изделий определялся мастью овцы, давшей шерсть. Но в XIX веке на Кавказе войлок начали красить. Использовались природные красители: орех (зеленый цвет), луковая шелуха (желтый) и так далее. Причем в каждом селении старались отличиться — придумать свой оттенок или оригинальную деталь. А позднее на войлок стали наносить родовые символы.

Натур-продукт

Аэлита Лалиашвили и ее ученики делают самые разные изделия из войлока: молельные коврики, одежду, шапки, сапожки, даже чехлы для мобильных телефонов. Все это пользуется большим спросом и в республике, и за ее пределами. В Карачаево-Черкесии войлочная одежда, несмотря на все свои полезные свойства, зачастую стоит даже дешевле синтетических аналогов! Войлок прекрасно сохраняет тепло и в то же время пропускает воздух. Он не впитывает влагу, не имеет неприятного запаха и после длительного использования, а также обладает гипоаллергенными свойствами. Одежда из войлока служит долго и не требует особого ухода.

Мастерицы из Карачаево-Черкесского колледжа искусств постоянно участвуют в выставках и предлагают свою продукцию в самых разных регионах страны.

— Мы часто бываем на выставках на Кавказе, в Сочи, в Москве. Выставлялись даже в Совете Федерации и в Кремлевском дворце, — вспоминает Аэлита Лалиашвили. — А на Олимпиаде в Сочи в наш павильон все время заходили спортсмены. Были у нас американцы, покупали наши тапочки. Говорили, что их привлекла стопроцентная шерсть и ручная работа — натуральный продукт.

Теперь войлочных дел мастера надеются побывать на выставках за границей. Ведь умельцам из Карачаево-Черкесии есть что показать, а мода на hand-made из года в год только растет.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Еда без ничего. Как живет единственная на Северном Кавказе сертифицированная пекарня без глютена
Как диагноз ребенка подтолкнул инженера из Ставрополя открыть пекарню для тех, кому даже крошка обычного хлеба может быть опасна для жизни
Войлок, камча и грандиозные планы. Как хранят традиции в семье года из Карачаево-Черкесии
Побывали в гостях у Камили и Руслана Баисовых — многодетных родителей, мастеров народных промыслов и победителей всероссийского конкурса
История в шерсти
Езетхан Джаппуева из Верхнего Баксана в Кабардино-Балкарии создает войлок, который невозможно проткнуть ножом, мечтает возродить древнее ремесло и создать музей традиционных балкарских ковров
Герой России Хантемир Султанов: «Мы защищаем свою Родину, а значит, и свою семью»
В преддверии Дня Героев Отечества мы пообщались с подполковником Хантемиром Султановым — отважным сыном Дагестана, чья жизнь стала олицетворением беспримерного мужества
Тропики на шести сотках
Киви, миндаль, фисташки, авокадо, финики и ягоды годжи из собственного сада во Владикавказе — не утопия, а реальность для агронома Валерия Кабанова
Полная версия