Умелые руки с усилием катают по столу несколько тонких слоев войлока, обернутых в продолговатую циновку. Аэлита Лалиашвили, преподаватель Карачаево-Черкесского государственного колледжа культуры и искусств, заслуженный работник культуры республики, наглядно демонстрирует, как трудно создать произведение искусства из овечьей шерсти. Работа с войлоком требует не только мастерства, но и крепких мускулов. Но что характерно — во все века на Кавказе этим занимались исключительно женщины, так что даже как-то язык не поворачивается называть их после этого слабым полом. Аэлита Викторовна катает войлок уже 20 лет, и в ее исполнении это не ремесло, а искусство.
Одежду и предметы интерьера из войлока делают уже больше 4 тысяч лет. Считается, что изобретателем его были скифы-кочевники. Возможно, именно поэтому войлок появился у самых разных народов. Аэлита Лалиашвили и ее ученики занимаются возрождением именно кавказского традиционного искусства создания войлочных изделий. Для этого им приходилось ездить по селениям и общаться с долгожителями, кто еще помнил старинную технологию.
— Для изготовления войлока мы берем овечью шерсть, желательно осенней стрижки. Сначала ее нужно промыть и вычесать. Затем выложить на мешковину или циновку несколькими тонкими слоями. Толщина слоев зависит от вида изделия. Если это, к примеру, основа для войлочного ковра, то она должна быть достаточно плотной, — объясняет мастерица, любовно раскладывая на столе пряжу.
Потом мокрая шерсть обрабатывается мылом. Сейчас в ход идет хозяйственное, раньше использовалось любое, какое было в доме. Потом будущий войлок помещается в мешковину и катается. В зависимости от размера планируемого изделия катание продолжается от нескольких часов до нескольких дней.
— Материал для ковров и накидок катали сразу несколько женщин, поскольку мокрый войлок весил десятки килограммов, а ведь его нужно постоянно перекладывать при катании, чтобы плотность была равномерной, — рассказывает Аэлита Лалиашвили.
Изначально цвет изделий определялся мастью овцы, давшей шерсть. Но в XIX веке на Кавказе войлок начали красить. Использовались природные красители: орех (зеленый цвет), луковая шелуха (желтый) и так далее. Причем в каждом селении старались отличиться — придумать свой оттенок или оригинальную деталь. А позднее на войлок стали наносить родовые символы.
Аэлита Лалиашвили и ее ученики делают самые разные изделия из войлока: молельные коврики, одежду, шапки, сапожки, даже чехлы для мобильных телефонов. Все это пользуется большим спросом и в республике, и за ее пределами. В Карачаево-Черкесии войлочная одежда, несмотря на все свои полезные свойства, зачастую стоит даже дешевле синтетических аналогов! Войлок прекрасно сохраняет тепло и в то же время пропускает воздух. Он не впитывает влагу, не имеет неприятного запаха и после длительного использования, а также обладает гипоаллергенными свойствами. Одежда из войлока служит долго и не требует особого ухода.
Мастерицы из Карачаево-Черкесского колледжа искусств постоянно участвуют в выставках и предлагают свою продукцию в самых разных регионах страны.
— Мы часто бываем на выставках на Кавказе, в Сочи, в Москве. Выставлялись даже в Совете Федерации и в Кремлевском дворце, — вспоминает Аэлита Лалиашвили. — А на Олимпиаде в Сочи в наш павильон все время заходили спортсмены. Были у нас американцы, покупали наши тапочки. Говорили, что их привлекла стопроцентная шерсть и ручная работа — натуральный продукт.
Теперь войлочных дел мастера надеются побывать на выставках за границей. Ведь умельцам из Карачаево-Черкесии есть что показать, а мода на hand-made из года в год только растет.