Индустрия
Теперь сделано в России. Как курорты Северного Кавказа перешли на отечественные канатки
28 ноября, 2024
Кавказ стал крупным заказчиком канатных дорог. Оказалось, что оборудование для горнолыжных курортов в России могут делать не хуже европейского

Первую маятниковую канатную дорогу в СССР построили в грузинском городе Чиатура. А первая в стране канатно-кресельная дорога заработала в 1963 году на горе Чегет рядом с Эльбрусом в Кабардино-Балкарии.

Канатные дороги разных типов в СССР активно строили в 1970-е, многие из них до сих пор популярны у туристов. Например, открытая в 1971 году в Пятигорске, на горе Машук. Но в 1990-х производство канатных дорог в стране полностью остановилось.

Российские канатки

Канатная дорога состоит из более чем 15 тысяч деталей. Это сложное и ответственное производство, которое в России возрождается. В 2024 году московские специалисты разрабатывают конструкторскую документацию и проводят реинжиниринг, чтобы все комплектующие со временем были отечественными.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Что нового на Эльбрусе
Ярмарочная площадь, скидки на ски-пассы и другие новинки, которые приготовил к сезону курорт в Приэльбрусье

На предприятии «Руслет» изготавливают не только новые канатные дороги, но и запчасти к европейскому оборудованию. В сентябре 2024 года на курорте «Эльбрус» прошла инспекция, специалисты проверили и заменили некоторые механизмы. Запасные детали курорту поставила российская компания. В разработке участвовали специалисты Кавказ.РФ.

Аналоги европейского оборудования по значительно меньшей стоимости есть в Китае. Но, по мнению генерального директора компании «Руслет» Дмитрия Сидоровича, стандарты в стране значительно ниже европейских и российских.

Свой флагманский проект, канатную дорогу через Москва-реку на Воробьевых горах, «Руслет» строил со швейцарским партнером Bartholet. Тогда само предприятие было совместным бизнесом, а после начала СВО работать с зарубежными партнерами стало невозможно.

«Перед нами встал выбор: сворачивание бизнеса или 100%-ная локализация. Мы пошли по второму пути», — говорит Дмитрий Сидорович.

Стройка на Кавказе

В 2024 году на Северном Кавказе активно строят два курорта с горнолыжными комплексами — «Ведучи» и «Мамисон». Горячая пора большой стройки в Чечне и Северной Осетии выпала на период санкций и срыва контрактов с зарубежными поставщиками.

Как рассказал заместитель генерального директора Кавказ.РФ Хиса Беккаев, с 2022 года корпорация сотрудничает с российским производителем, который уже поставил канатные дороги на новые курорты и изготавливает еще. Потребность у Кавказа большая. К примеру, к 2026 году нужно установить четыре пассажирские подвесные канатные дороги с восьмиместными кабинками.

На курорте «Ведучи» в Чечне пока работает только одна канатная дорога, это кресельная VL-8 на южном склоне, с которой пассажирам открываются красивые виды на окрестности. На северном склоне курорта строят еще четыре пассажирских подвесных канатных дороги. Одна из них, типа 3S, пройдет над ущельем. В Северной Осетии, на курорте «Мамисон», в 2024 году монтируют две канатные дороги, обе производства российской компании «Руслет».

Импортозамещение коснулось не только канатных дорог. На горнолыжных курортах активно работают ратраки (снегоуплотнительные машины), для обслуживания которых нужны запчасти. Корпорация Кавказ.РФ закупает их у самарской компании «Скадо сервис».

Еще один пример импортозамещения — создание системы искусственного снегообразования. Здесь на помощь курортам «Эльбрус», «Ведучи» и «Мамисон» приходит липецкая трубная компания «Свободный сокол».

«На „Эльбрусе“ появился первый бульдозер, произведенный в Челябинске, который сегодня задействован в подготовке горнолыжных трасс. Снегоходы, к примеру, закупаем в Рыбинске у „Русской механики“. Это машины, которые можно эксплуатировать в высокогорье, и они сохраняют все свои эксплуатационные качества», — говорит Хиса Беккаев.

При этом на горнолыжных курортах Северного Кавказа продолжают использовать импортную технику. Запчасти для таких машин получают не так быстро, как раньше, заказывают заранее по условиям параллельного импорта.

Запросы растут

Спрос на канатные дороги в России растет, и «Руслет» расширяется. Действующих линий в Москве не хватает. Весной 2025 года в Тверской области, в особой экономической зоне «Эммаусс», запустят первую очередь нового завода полного цикла. На площадке в 28 тысяч квадратных метров должно заработать первое производство на 100% российской канатной дороги.

До 2030 года курортам Северного Кавказа необходимо 19 новых пассажирских канатных дорог, из них 10 — для объектов института развития Кавказ.РФ. Ратраков курортам СКФО понадобится около 35−40, из них девять машин — для горнолыжных комплексов под управлением корпорации. Отечественные поставщики говорят, что к заказам готовы и справятся.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Импортозамещение, кадры, инвестиции: что обсуждали на форуме-выставке InRussia в Минводах
Беспилотные системы, канализационные насосы, компьютеры и продукция Росатома — рассказываем о том, что будут производить на Кавказе
Северный: как строят новый аэропорт в Чечне
Почти год прошел со дня закладки капсулы под строительство нового терминала аэропорта Северный в Грозном — а в следующем году здесь уже планируют принять первый борт. Рассказываем о суперстройке
Первый на Каспии: несколько фактов о Махачкалинском порте
Мало кто знает, что дагестанская столица — портовый город. И порт мог бы стать центром притяжения для туристов, но пока он является самым закрытым предприятием города
«На первую зарплату я купил утюг и оверлок»
От занятия, чтобы убить время на больничном, до предприятия, продукцию которого можно купить по всей стране и за ее пределами. История фабрики в провинциальном ставропольском городке
Деньги из воздуха: как устроена крупнейшая в России ветроэлектростанция
Ставрополье — в лидерах «зеленой» энергетики страны. Попасть в число регионов-флагманов позволил запуск Кочубеевской ВЭС, мощности которой на год хватит для населенного пункта с 50 тысячами жителей
Сулакский каньон: дагестанское Эльдорадо
Уникальная природная территория стала анклавом предпринимательской свободы, где за короткое время безо всякой поддержки государства был создан туристический кластер. Рассказываем, как это произошло
Полная версия