На Дербентском заводе игристых вин (ДЗИВ) подготовка к Новому году началась еще летом. К началу ноября цеха розлива работают круглосуточно, в регионы ежедневно отправляется от 15 до 20 фур, под завязку забитых ящиками с бутылками шампанского. В цехе готовой продукции собственно продукции, как правило, не бывает — все уходит «с колес».
Самый засекреченный напиток
На самом деле главная продукция ДЗИВ — это игристые вина, которые многие называют «шампанским» по привычке. Корни этого — в нашей доперестроечной истории. Дело в том, что большинство игристых вин в СССР выпускались под брендом «Советское шампанское», и, как показывает практика, этот бренд оказался очень живучим. Настоящее же шампанское, как следует из названия, производится исключительно во французской провинции Шампань. Правда, некоторые российские заводы, в том числе и ДЗИВ, используют это название для маркировки части своей продукции, выпускаемой по классической технологии, когда углекислота образуется в бутылке натуральным способом в ходе многолетнего брожения в подвалах.
Основная же продукция предприятия — это игристые вина, которые «вызревают» не в бутылках, а в огромных многотонных емкостях-акратофорах. Автором этой идеи был француз Евгений Шарма, а довели ее до совершенства, добившись возможности шампанизации в непрерывном потоке, советские виноделы. Метод был запатентован в СССР в далеком 1959 году, за что его авторы — Георгий Агабальянц, Артемий Мержаниан и Сергей Брусиловский получили Ленинскую премию. К слову, вплоть до 1967 года это изобретение было строго засекречено, и первые публикации о нем появились лишь после того, как СССР получил патенты на него во всех странах, производящих алкогольную продукцию.
В мире эту технологию оценили высоко. Лицензии на нее приобрели Аргентина, Греция, Италия, США, ФРГ, Франция, Чили, Швейцария и многие другие. К примеру, знаменитая немецкая компания Hencell сегодня выпускает по этой технологии более 100 миллионов бутылок игристого вина в год. Кроме того, в Германии производят самое качественное оборудование для этой технологии. Одна из таких линий производства компании KHS пару лет назад заработала на ДЗИВе.
Шампанское или игристое?
Говорят, отличить по вкусу качественное игристое вино, произведенное по ускоренной технологии, от классического шампанского могут немногие. По мнению главного шампаниста ДЗИВа Владислава Даниляна, из 100 профессиональных дегустаторов лишь 1−2 могут справиться с этой задачей. С Даниляном согласен и главный инженер-винодел ООО НПО «Виски России» Арслан Ганиев — один из лучших в стране виноделов и дегустаторов.
— Когда меня спрашивают, какой именно напиток купить, я интересуюсь, что для человека важнее — бренд или содержимое бутылки? Если содержимое, советую брать качественное игристое. Вкусовые ощущения те же при существенной экономии денег, — говорит Ганиев, который, кстати, в свое время учился у Артемия Мержаниана, одного из авторов технологии производства этого напитка.
Как выбрать качественное игристое на Новый год?
Большой знаток спиртного Веничка Ерофеев считал, что самое главное — не ошибиться в рецептах. А в нашем случае — в выборе производителя. Специалисты сходятся во мнении, что одним из главных показателей качества является отношение количества выпущенных предприятием бутылок игристого к площади собственных виноградных плантаций. Если завод выпускает в год 10 миллионов бутылок игристого, у него должно быть не менее 1 тысячи гектаров собственных виноградников. Это, скажем так, идеальная схема. К примеру, у ДЗИВа более 2 тысяч га собственных виноградников плюс 1 тысяча га у компаньонов — ООО "Комсомольский" Кайтагского района и нескольких хозяйств Магарамкентского района. Ежегодно с конвейера предприятия сходит около 30 млн бутылок игристого, сделанного из собственного виноматериала, без использования сомнительного сырья.
Точно так же можно оценить работу любого производителя игристого — нужная информация находится в интернете. Правда, поиск может привести к неожиданным и не всегда приятным результатам.
Еще один ориентир качества — публичные «слепые дегустации», на которых продукцию группы предприятий оценивают простые потребители, эксперты и дегустаторы.
— Несколько лет назад меня в числе многих производственников пригласили на «слепую дегустацию» к тележурналисту Отару Кушанашвили, — рассказывает Владислав Данилян. — Ее итог — два лидера: «Абрау-Дюрсо» и ДЗИВ. На мой взгляд, эта тенденция сохранится еще очень долго, несмотря на то что отрасль активно развивается. Но мы ведь тоже не стоим на месте и постоянно растем.
Виноградный интернационал
Виноградные плантации ДЗИВа считаются одними из лучших в России. Как рассказал заместитель директора завода по виноградарству Гайдар Шуайбов, все саженцы закуплены в Сербии, которая находится в ряду ведущих производителей этой продукции в мире.
— Сорта подобраны с учетом запросов производства — Шардоне, Алигате, Рислинг, Каберне Совиньон, Совиньон и Мускат Оттонель. Средняя урожайность — 125 центнеров с гектара. Орошение только капельное, оборудование для него закуплено в Израиле. Есть 5 собственных прудов для полива, шестой арендуем, — говорит Шуайбов.
ДЗИВ первым в Дагестане за полмиллиона евро приобрел современный виноградоуборочный комбайн, который заменяет более 120 сборщиков, не оставляя при этом кисточек в рядах. С этого года здесь отказались от практики перевозки урожая в бортовых машинах, при которой значительная часть урожая терялась, а асфальт на маршруте от поля к заводу не высыхал из-за вытекающего виноградного сока. Сегодня урожай на ДЗИВ поступает в герметичных трехтонных прицепах, закупленных в Мордовии. Это позволило свести к минимуму все потери при транспортировке. Но чего сегодня не хватает предприятию, это новых земельных участков для выращивания винограда.
Как не испортить праздник
Российский рынок игристых вин сегодня на подъеме. Поэтому в течение года продается почти все, что выработано. При этом раскупается продукция не только таких грандов, как «Абрау-Дюрсо» и ДЗИВ, но и остальных производителей игристого. В этих условиях на рынок попадает большое количество сомнительных напитков. Так что потребителям надо быть бдительными, чтобы не испортить себе праздник. Ведь, как говорят, чем качественнее напиток в новогоднем бокале, тем скорее исполнятся желания, загаданные под бой курантов.