«Представляешь, подходит вся такая расфуфыренная, в руке тринадцатый айфон, и спрашивает, почем абрикосы. Вижу, что ей деньги девать некуда, и сразу полсотни добавляю. Говорю, за 400 отдам. А она ни слова в ответ. Взяла свои абрикосы, заплатила и ушла. Все настроение испортила, вертихвостка», — возмущалась продавщица на махачкалинском рынке № 2.
Туристы в Дагестане очень любят посещать рынки. Во-первых, они красивые — на их фоне натюрморты великих художников прошлого смотрятся бледными поделками. Во-вторых, их мощнейшая энергетика завораживает, заставляя покупателей возвращаться снова и снова. Ну и, наконец, здесь безумно вкусно — по мнению самых взыскательных гурманов, продуктов такого качества в северных регионах России не найти.
Но серьезная ошибка — делать покупки, даже не пытаясь поторговаться. Ведь восточный рынок — это не только торговая площадка, но и огромный уличный театр с многовековыми традициями. «Правильный» покупатель втягивает торговца в увлекательную игру, позволяет посоревноваться в умении сбить-отстоять цену и дает возможность продавцу почувствовать свою значимость. Ведь, как ни крути, последнее слово всегда остается за ним.
Умение красиво торговаться — большое искусство, которое шлифуется годами регулярного хождения на рынок. Тем не менее есть несколько базовых принципов, которые в состоянии освоить любой. И, кстати, работают они не только на базаре.
1. Чувствуйте себя спокойно и уверенно. До тех пор, пока вы не согласились на цену, запрошенную продавцом, вы — хозяин положения, и только от вас зависит финал этой мизансцены.
2. Никогда не показывайте заинтересованность и тем более не пожирайте понравившийся товар жадным взглядом. Цену спрашивайте немножко отстраненно, посматривая при этом на соседский прилавок. Хорошим тоном при этом считается поднять бровь в неподдельном изумлении. Если не можете, просто изобразите на лице легкое недоумение. Помимо всего прочего это первый тест на готовность продавца к торгу. По статистике, каждый третий продавец отреагирует на вашу мимику и поинтересуется: «Что, дорого?» Как правило, такой вопрос — это гарантия ожидаемой скидки. И тут важно обозначить адекватную альтернативную цену.
3. Правильная альтернативная цена рассчитывается просто. Допустим, товар стоит 200 рублей, а вы надеетесь купить его за 180. Ни в коем случае не озвучивайте эту цифру. Иначе ниже 190 рублей продавец цену не опустит. Вы просто обязаны предоставить ему возможность назвать свою цену — и сойтись на средней арифметической. Таким образом, чтобы купить товар за 180 рублей, вы должны предложить за него 160.
4. Слишком сильно занижать цену не советуем: продавщица может обидеться и решить, что ей играть с вами неинтересно. В таких случаях советуем иметь под рукой парочку «домашних заготовок», способных разрядить ситуацию. Для мужчин подходит фраза: «Простите, но мне говорили, что у красивых женщин скидки больше». Говорить это следует с обворожительной улыбкой, глядя в глаза собеседнице. Женщинам огрехи с занижением цены обычно прощают после фразы: «Извините, мне свекровь с утра весь мозг вынесла».
5. Приходите на рынок рано и говорите продавцу, что у вас очень легкая рука. Действует на уровне подсознания, поскольку в «легкую руку» на рынке верят безоговорочно.
6. Приходите на рынок максимально поздно, перед закрытием. Тут ваш пароль: «Вечерний базар». Скоропортящийся товар к утру, как правило, сильно теряет в цене, поэтому продавцы охотно соглашаются на вечерние скидки.
Понятно, что это только базовые принципы, однако они существенно повысят ваши шансы на получение скидки и на благосклонность продавца. Особенно если при этом вы будете одеты неброско и скромно.
Ну и напоследок пара реальных историй про бывалых туристов, виртуозно владеющих искусством торговаться.
«Был в нашей группе один парень, так он вообще гениальную схему разработал. Надо сказать, что на местного он совсем не похож. Тем не менее все у него получалось замечательно. Сначала он интересовался, откуда товар. Потом — откуда родом продавщица. После чего сообщал, что учился или служил в армии с ее сельчанином Ахмедом Магомедовым. „Он сейчас водителем в „Киргу“ (крупный магазин в Махачкале. — Ред.) работает“, — добавлял он. После этого скидки ему делали все».
«Туристам, как правило, цену завышают. Но я освоился и научился покупать все значительно дешевле. Увидев, к примеру, обалденный виноград, я не спрашивал цену. Становился рядом и делал вид, что говорю по телефону. Ждал, когда этим товаром заинтересуется „правильная“ покупательница. Услышав цену, такая сначала ужасалась, а потом ехидно спрашивала: „Неужели я все пропустила и завтра Ураза-байрам? Ты поэтому подняла цену почти вдвое?“ Или же интересовалась у продавщицы, когда свадьба ее дочери. А когда та отвечала, что все дочки уже замужем, сообщала, что этих денег за 3 килограмма винограда вполне хватило бы на аренду небольшого банкетного зала. Естественно, она, а следом за ней и я покупали этот самый виноград намного дешевле первоначальной цены».