История
Дом с историей. Армянский храм в Дагестане — место гибели христианского святого
26 августа, 2019
8318
25 августа в село Нюгди на самый юг Дагестана отовсюду съехались сотни верующих. Уже больше полутора тысячелетий для христиан это — особенное место

Село Нюгди расположено на юге Дагестана, в 30 километрах юго-восточнее Дербента — совсем недалеко отсюда граница с Азербайджаном. Село многонациональное и многоконфессиональное: в нем есть и шиитская, и суннитская мечети и иудейская синагога, но самая необычная история связана с армянским храмом.

***

Храм стоит на окраине села у густого лианового Самурского леса. Именно здесь в первой половине IV века погиб миссионер Григорис, внук святого Григория Просветителя — первого католикоса, то есть главы Армянской апостольской церкви.

Часть территории нынешнего Дагестана входила тогда в состав могущественной Кавказской Албании. Правители царства, желая принять христианство, обратились за помощью к армянскому царю Трдату III Великому. Нести христианскую веру в Албанию отправился внук Григория. Григорису было всего 15 лет.

— Епископ Григорис прибыл в стан царя прикаспийской области Маскут. Маскуты-язычники приняли и его, и его проповеди. Но позже, разобравшись в Христовых законах, узнали, что Богу ненавистны грабежи, убийства, воровство и жадность. Тогда-то они и решили избавиться от Григориса, который учил их быть угодными Богу, — рассказывает дагестанский историк, кандидат наук Дмитрий Геворкьян.

Григорис погиб смертью мученика. Юного проповедника привязали к хвосту коня и пустили животное вдоль берега моря. Примерной датой гибели считают начало 330 года.

Позже на месте гибели Григориса возвели часовню. В середине XIX века она была хорошо известна на всем Кавказе. Из Армении на поклонение сюда съезжались тысячи паломников.

— Раньше приезжали семьями, разбивали палатки, жили и молились тут все лето. Местные жители относились к этому с уважением, — рассказывает Геворкьян.

В самом же Нюгди армянская община жила до конца XVIII века.

Маленькая часовня же существовала до начала XX века.

— Она представляла собой постройку с двухскатной крышей, у входа имелась табличка о том, что в 1879 году здание отреставрировали на средства купеческого армянского рода Кочкацянц. В 1916 году два брата из другого влиятельного рода — Ванецовых, или Ванецянц, они были крупнейшими промышленниками на юге России, решили возвести на месте часовни небольшую церковь во имя святого Григориса. Именно она и стоит уже более 100 лет на окраине села Нюгди, — рассказывает историк.

В советское атеистическое время храм был в запустении, но сохранился благодаря тому, что жители села почитали его как святое место. Рассказывают о местном жителе, который хранил в своем доме плиту с непонятной для него надписью на армянском языке и завещал своему сыну отдать ее «хозяевам», когда те придут за нею — это и была табличка о реставрации часовни в 1879 году.

За многие годы давно не действующий храм обветшал. В 2004 году Союз армян России при поддержке местных властей взялся за реставрацию. Здание разобрали и собрали вновь на крепком растворе, восстановили двери и окна, нашли в реке затопленные ворота, камень алтаря и другие церковные атрибуты. Внутри храм расписал местный живописец. А не так давно в Нюгди из Краснодара привезли освященный крест.

Большую часть времени храм по-прежнему закрыт. Ключи от него хранятся в мусульманской семье. Его всегда готовы открыть желающим. Службы проводят раз в год, в конце августа, в день памяти Святого Григориса. В этот день сюда съезжаются сотни людей из разных уголков Кавказа.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Сила воды: как рождается дагестанская минералка
От древних горных источников до современных заводов — рассказываем, как добывают и разливают легендарные воды
Герой России Хантемир Султанов: «Мы защищаем свою Родину, а значит, и свою семью»
В преддверии Дня Героев Отечества мы пообщались с подполковником Хантемиром Султановым — отважным сыном Дагестана, чья жизнь стала олицетворением беспримерного мужества
Вросшие в камень: кафе и рестораны в необычных местах Кавказа
В регионах СКФО архитектура не пытается подчинить себе природу, а учится у нее. Кафе и рестораны, словно выросшие из скал, доказывают: на Кавказе даже камень становится частью уютной атмосферы
Шило-гора: как добраться до священной вершины Дагестана и кому не стоит туда идти
Вместе с опытным альпинистом разбираемся, почему эту гору сравнивают со швейцарским Маттернхорном, какой требуется уровень подготовки для восхождения и когда можно его совершить
Экскурсии без ограничений. Особенные гиды — о работе на Северном Кавказе
Как «показать» древнейший экспонат музея словами, объяснить шум горной реки на пальцах и почему в Чечне самый популярный жест в общении с туристами — «КРА»? Ответы знают герои нашего материала
Полная версия