Село Нюгди расположено на юге Дагестана, в 30 километрах юго-восточнее Дербента — совсем недалеко отсюда граница с Азербайджаном. Село многонациональное и многоконфессиональное: в нем есть и шиитская, и суннитская мечети и иудейская синагога, но самая необычная история связана с армянским храмом.
***
Фото: Зарема Алиева
Фото: Зарема Алиева
Фото: Зарема Алиева
Фото: Зарема Алиева
Фото: Зарема Алиева
Храм стоит на окраине села у густого лианового Самурского леса. Именно здесь в первой половине IV века погиб миссионер Григорис, внук святого Григория Просветителя — первого католикоса, то есть главы Армянской апостольской церкви.
Часть территории нынешнего Дагестана входила тогда в состав могущественной Кавказской Албании. Правители царства, желая принять христианство, обратились за помощью к армянскому царю Трдату III Великому. Нести христианскую веру в Албанию отправился внук Григория. Григорису было всего 15 лет.
Мовсес Хоренаци, «История Армении». Книга 3
«Хотя у царя и были сомнения в правильности этого шага, вызванные несовершеннолетним возрастом Григориса, но, видя величие его души и вспомнив царствование двенадцатилетнего Соломона над Израилем, он отправил его с большой уверенностью…»
— Епископ Григорис прибыл в стан царя прикаспийской области Маскут. Маскуты-язычники приняли и его, и его проповеди. Но позже, разобравшись в Христовых законах, узнали, что Богу ненавистны грабежи, убийства, воровство и жадность. Тогда-то они и решили избавиться от Григориса, который учил их быть угодными Богу, — рассказывает дагестанский историк, кандидат наук Дмитрий Геворкьян.
Григорис погиб смертью мученика. Юного проповедника привязали к хвосту коня и пустили животное вдоль берега моря. Примерной датой гибели считают начало 330 года.
Позже на месте гибели Григориса возвели часовню. В середине XIX века она была хорошо известна на всем Кавказе. Из Армении на поклонение сюда съезжались тысячи паломников.
— Раньше приезжали семьями, разбивали палатки, жили и молились тут все лето. Местные жители относились к этому с уважением, — рассказывает Геворкьян.
В самом же Нюгди армянская община жила до конца XVIII века.
Маленькая часовня же существовала до начала XX века.
— Она представляла собой постройку с двухскатной крышей, у входа имелась табличка о том, что в 1879 году здание отреставрировали на средства купеческого армянского рода Кочкацянц. В 1916 году два брата из другого влиятельного рода — Ванецовых, или Ванецянц, они были крупнейшими промышленниками на юге России, решили возвести на месте часовни небольшую церковь во имя святого Григориса. Именно она и стоит уже более 100 лет на окраине села Нюгди, — рассказывает историк.
В советское атеистическое время храм был в запустении, но сохранился благодаря тому, что жители села почитали его как святое место. Рассказывают о местном жителе, который хранил в своем доме плиту с непонятной для него надписью на армянском языке и завещал своему сыну отдать ее «хозяевам», когда те придут за нею — это и была табличка о реставрации часовни в 1879 году.
За многие годы давно не действующий храм обветшал. В 2004 году Союз армян России при поддержке местных властей взялся за реставрацию. Здание разобрали и собрали вновь на крепком растворе, восстановили двери и окна, нашли в реке затопленные ворота, камень алтаря и другие церковные атрибуты. Внутри храм расписал местный живописец. А не так давно в Нюгди из Краснодара привезли освященный крест.
Фото: Зарема Алиева
Ежегодно в день поминовения святого Григориса в Нюгди съезжаются верующие. Большинство из них —представители различных армянских общин в России
Фото: Зарема Алиева
Фото: Зарема Алиева
Фото: Зарема Алиева
Фото: Зарема Алиева
Фото: Зарема Алиева
Матах — традиционное благотворительное пожертвование в Армянской апостольской церкви.
Дословно матах означает «вознести соль»
Фото: Зарема Алиева
Настоятель кисловодской армянской церкви Тер Саркис (слева) уже 15 лет ежегодно приезжает в храм Святого Григориса для совершения службы
Фото: Зарема Алиева
Фото: Зарема Алиева
Фото: Зарема Алиева
В 2019 году в храме провели литургию — впервые за 100 лет
Фото: Зарема Алиева
Фото: Зарема Алиева
Фото: Зарема Алиева
Обряд крещения
Фото: Зарема Алиева
Крестили не только детей, но и взрослых
Фото: Зарема Алиева
Венчание супружеской пары
Фото: Зарема Алиева
Общий пир и жертвоприношение — часть праздника
Фото: Зарема Алиева
В жертву приносят барана
Фото: Зарема Алиева
Соль — обязательный атрибут праздника, символизирует чистоту
Фото: Зарема Алиева
Фото: Зарема Алиева
Фото: Зарема Алиева
Фото: Зарема Алиева
Большую часть времени храм по-прежнему закрыт. Ключи от него хранятся в мусульманской семье. Его всегда готовы открыть желающим. Службы проводят раз в год, в конце августа, в день памяти Святого Григориса. В этот день сюда съезжаются сотни людей из разных уголков Кавказа.