{{$root.pageTitleShort}}

Мэр Махачкалы Юсуп Умавов: «Главное — у нас люди очень добрые, гостеприимные»

Об увеличении турпотока до 1,5 млн, решении проблем ЖКХ, будущих морских круизах и чуде чуду — эксклюзивный разговор с главой столицы Дагестана

Мы полностью очистим море

Юсуп Джанбекович, вы, как и глава региона, часто публично говорите о главной проблеме Махачкалы — ЖКХ. Что заметно изменилось в сфере?

— У нас действительно много проблем в сфере ЖКХ. В последние 10−20 лет в Махачкале не проводили большие работы по модернизации. Город разрастался, а электрические сети, водоотведение, водоводы — все оставалось на том же уровне.

По программе устойчивого экономического развития предприятий энергетики и ЖКХ республики в 2022 было создано непубличное акционерное общество «Единый оператор в сфере водоснабжения и водоотведения». Ему переданы все сети и сопутствующая инфраструктура.

После передачи сетей в план включили почти миллиард рублей на улучшение инфраструктуры. Конечно, не все получилось, что задумывали, но уже отремонтировали больше 30 км водопровода и более 10 км сетей водоотведения.

Еще острый вопрос — электроснабжение.

— Да, в августе 2023 года и зимой 2023−2024 у нас были перебои из-за ремонта. Люди выходили на улицы, и их можно понять. Дело в том, что 20−30 лет никаких работ по улучшению сетей не проводили. При этом энергопотребление значительно выросло.

Проблема решается. Опять же из федерального бюджета выделили больше миллиарда рублей на модернизацию сетей. В 2023 году в Махачкале отремонтировали 22 фидера. Специалисты меняли трансформаторные подстанции, кабели. В связи с чем были отключения, но большинство людей отнеслись к этому с пониманием.

Нам пришлось составлять график с подрядными организациями, чтобы время отключения существенно снизить для текущего ремонта. Городские службы ЖКХ активно взаимодействовали с ресурсоснабжающими организациями. Это касалось не только технического участия, но и контроля за качеством работы подрядчиков. И вот благодаря ремонту, первому такому этапу, в августе 2024 года глобальных отключений уже не было.

В 2024 году тоже проводили работы, в планах отремонтировать еще шесть фидеров. Изначально всего аварийных было 68. Ситуация стала улучшаться, таких крупных аварий, как раньше, не допускаем. Но есть над чем работать, фронт работы большой.

А что по очистным сооружениям? Давно говорят о проблеме загрязнения моря в Махачкале.

— В перспективе все сети водоотведения города будут окольцованы и собраны в городскую насосную сеть, как мы ее называем. То есть далее они будут переброшены через напорный коллектор на очистные сооружения. Они уже спроектированы и будут строиться.

Так мы полностью очистим море. На глубину 200 метров будет сбрасываться чистая вода.

Что касается сроков. В прошлом году проекты по 37 километрам сетей водоотведения и очистных сооружений находились на экспертизе. Если получим положительные заключения экспертизы, то построим объекты к концу 2025-го или началу 2026 года.

Наше чуду чудом называют

Больше года назад было анонсировано благоустройство пешеходных зон в городе. Что уже удалось сделать?

— Да, речь шла об объединении трех общественных пространств в единый пешеходный маршрут. Мы практически завершили работы на набережной в микрорайоне Редукторном, это 950 метров, там уже есть променадные, беговые дорожки, велодорожки.

Эта пешеходная зона продолжится до аллеи Героев-медиков, где мы тоже приведем в порядок 850 метров. А на самой аллее Героев-медиков отремонтировано уже больше километра прогулочной дорожки.

Далее маршрут пройдет по улице Красноярской с выходом на улицу Хаджи Булача — к новому общественному пространству у берегов озера Ак-Гель. В следующем году приступим к реализации этого проекта. Глава республики обещал поддержать, чтобы мы обустроили озеро. Получится около 4,5 км прогулочной зоны непрерывной.

Еще из плановых проектов, мы благоустроили парк Ленинского Комсомола, благоустроили переход из парка на Университетскую площадь и в сквер Фазу Алиевой. Отсюда напрямую выйдет на набережную Сулеймана Стальского. Оттуда можно выйти на набережную. Береговую зону мы тоже благоустроили.

Как вы оцениваете туристический потенциал Махачкалы? Ведь город пока еще многие воспринимают как транспортный хаб, просто перевалочный пункт для экскурсий.

— Недавно я проходил обучение в «Сколково», мы представили проект «Где ты счастлив? Это город Махачкала». В нем говорили об интересных локациях, где туристы могут прогуляться. Сегодня мы уже можем говорить, что создаем точки, чтобы удержать нашего туриста, чтобы было ему комфортно находиться в Махачкале.

У нас очень хорошие повара, интересные блюда. Только одного хинкала пять видов. А наше чуду называют чудом. Предприниматели придумали новое название кофе — махачкалино. И разные гастрономические фестивали мы проводим. Будем делать акцент на событийный туризм.

Создаем условия, чтобы турист мог остаться в городе дней на пять. При этом мы недавно ввели мораторий на строительство апарт-отелей, чтобы не было перенасыщения. И мы пока не создали технические условия, соответствующую коммунальную инфраструктуру, чтобы от количества перейти к качеству. Работа ведется параллельно.

Еще мы работаем над идеей мастер-плана Махачкалы. Пока мы актуализируем генеральный план и после того, как примем его, будет создан мастер-план. Там уже можно будет говорить об инвесторах, развитии туристического направления.

В цифрах к какому потоку туристов вы стремитесь?

— В 2023 году у нас было 750 тысяч внешних туристов. Внутренних туристов в Махачкале много, их не считаем. В 2024 году мне докладывают о росте примерно на 20%, около миллиона человек посетили город.

И что получается: у нас город с официальным населением 759 тысяч, а проезжают еще около миллиона человек. Не имея соответствующей инфраструктуры нам очень сложно было принять даже 750 тысяч туристов. Это большая нагрузка на все сети. Но в 2024 году, можно с осторожностью сказать, что мы выдержали это.

Я думаю, мы учтем те ошибки, которые выявили, и турист наш будет обеспечен в будущем всеми соответствующими услугами. Сейчас мы считаем, сколько у нас мест размещения, ориентируемся на то, что до 2030 года должны увеличить турпоток до 1,5 млн человек.

От Каспийского кластера до круизов в Иран

Много говорят про строящийся Каспийский кластер в 10 км от Дербента, часть масштабного федерального проекта «Пять морей и озеро Байкал». Но основной поток туристов будет туда поступать из аэропорта Махачкалы. Как туристы будут добираться до кластера?

— Конечно, это очень важный проект. Спасибо и президенту России, и главе республики.

Так как аэропорт у нас один, после посадки туристы сначала приезжают в Махачкалу, чтобы из города уже отправиться к туристическим локациям. Недавно запустили скоростную электричку Махачкала — Дербент. За полтора часа в комфортном салоне можно проехать эти 140 километров. Вагоны украшены национальными узорами и достопримечательностями региона, работает климат-контроль.

Из аэропорта у нас действует маршрут общественного транспорта в город Махачкалу, там новые автобусы. Что касается кластера, в рамках реализации проекта есть план по созданию ж/д сообщения. Чтобы электричка ездила из аэропорта через Дагестанские Огни в Дербент.

А какое будущее у аэропорта Махачкалы?

— Сейчас активно идет работа по реконструкции аэродромной инфраструктуры.

Проектом предусмотрено строительство новой взлетно-посадочной полосы длиной 3200 метров и шириной 45 метров. Еще реконструкция перрона для 8 воздушных судов. При этом аэропорт продолжает работать.

Новая аэродромная инфраструктура будет построена с учетом сейсмических норм и даст возможность принимать воздушные суда любого типа даже в сложных метеоусловиях. Это все приведет к повышению качества обслуживания, понижению цен, и как следствие, положительно скажется на развитии туристической отрасли региона.

Мы уже наблюдаем постоянный рост пассажиропотока. Так, в 2024 году обслужено 2,7 млн пассажиров. Это на 4,3% больше аналогичного периода 2023 года.

В международном терминале аэропорта сейчас работают новые залы, после первого этапа реконструкции. Далее работы пройдут в зоне внутренних рейсов. На месте старых зданий появятся новые. Завершение работ по обоим направлениям предполагается к 2027 году.

Также регулярно говорят о морских круизах из Астрахани в Дагестан. Есть планы по созданию порта для пассажирских перевозок?

— Да, недавно к нам приезжали специалисты Федерального агентства морского и речного транспорта, его руководитель Андрей Тарасенко. Они с главой региона обсудили возможности порта Махачкалы.

Уже запланирована покупка лайнеров класса река-море на Нижегородском заводе. Предполагается их использоваться на совмещенных маршрутах по нашим внутренним водам, в Каспийском, Черном, Азовском и Белом морях.

Также есть планы запустить круизный лайнер из Астрахани через Махачкалу, Баку и далее в Иран, Туркменистан, Казахстан. Конечно, для этого нужно будет создать в портах пункты пропуска через госграницу, а также подписать межправсоглашения.

И теперь у нас в планах, конечно, строительство терминалов для пассажиров в Махачкале. С Махачкалинским морским торговым портом согласовали границы. Скоро на сессии утвердим их.

Сейчас еще строится обход Махачкалы для грузовых машин, которые возят товары для перевалки через наш морской торговый порт. Они не будут заезжать в город. Новая трасса позволит разгрузить улицу Каммаева и «Сулакский выезд». Протяженность четырехполосной дороги к порту Махачкалы составит 6,7 км. В 2026 году, я думаю, достроим эту дорогу.

Топ достопримечательностей мэра Махачкалы

Ваши любимые места в Махачкале?

— Я живу в Махачкале всю жизнь, мне в этом городе комфортно, сложно выделить что-то. Пожалуй, парк Сулеймана Стальского, который отремонтировали сейчас. Также это набережная в микрорайоне Редукторный, аллея Героев-медиков.

Мы создали новое пространство у Вузовского озера, там можно прогуляться. Еще отмечу и парк культуры и отдыха имени Расула Гамзатова в Эльтавском лесу. Там хорошие променадные, место для отдыха с семьей, есть мангальная зона.

Новая точка притяжения после ремонта — парк Ленинского Комсомола, там есть спортивные снаряды и место просто посидеть, выпить кофе, пообщаться с горожанами.

Город делают его жители. Согласны?

— Да, я думаю, самое главное — у нас люди очень добрые, гостеприимные. Это особенно видно сейчас, когда жители Махачкалы отзывчивы к нашим бойцам на СВО. Мы иногда объявляем, что помощь нужна, люди буквально потоками идут, помогают всем, чем нужно. Так было и когда объявили сбор гуманитарной помощи жителям Курской области.

Это еще раз говорит о том, что наш народ очень дружелюбный, отзывчивый, человеколюбивый. Когда необходимо действовать для безопасности человека или государства, мы готовы быть рядом. Вот это портрет нашего человека, гражданина.

Мария Карагезова

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ