- Национальность: лакцы.
- Численность: до 200 тыс. человек, из них, по данным переписи населения 2020 года, 173 416 человек проживали в России.
- Где живут: в России (Дагестан, Ставропольский край, Кабардино-Балкария, Москва), Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Азербайджан.
- Религия: ислам.
- Язык: лакский.
Лакцы — это один из коренных народов Дагестана. Представители этноса называют себя лак; другие названия, которые дали им соседи, — тумал, булугуни, вулечуни, лагла, яхулви, казикумухи, казикумыки [1], [2].
Проживание в горной труднодоступной местности наложило свой отпечаток: основными занятиями лакцев были скотоводство и возделывание земель на террасах и склонах. Здесь выращивали ячмень, пшеницу, рожь, просо, бобовые, а позднее, к началу XX века, стали культивировать кукурузу, садовые и огородные растения.
Лакцы занимались различными ремеслами: изготовлением шерстяных тканей, паласов, металлической и гончарной посуды, золотошвейным, сапожным делом, обработкой камня. Причем каждое село славилось своими умельцами: кондитерами, торговцами и даже акробатами [3]. Высокого мастерства лакцы достигли в ювелирном деле: изготовленные их руками украшения носили на Кавказе, в центральной части России, Средней Азии, Турции, Иране.
Как представители горных народов, лакцы обладают большой выносливостью и силой. Их отличает плотное сложение, черные волосы и чаще всего голубые или зеленые глаза [4].
В повседневной жизни лакцы носили одежду из местного сукна или привозных тканей — хлопка, шелка. В отличие от мужчин, женщины, особенно молодые, надевали более нарядные вещи, любили всевозможные украшения. Даже женскую обувь отличала оригинальность: на ней часто встречали вышивку, вставки из кожи.
Во время всероссийской переписи 2020 года к лакцам причислили себя 173 416 человек, тогда как в 2010 году их численность составляла 178,6 тыс. Таким образом, за одно десятилетие количество представителей этноса в России уменьшилось на 5 тыс. человек.
Большинство современных лакцев проживает в сельской и городской местности Дагестана, Ставропольском крае, Кабардино-Балкарской Республике, Москве, а также в Узбекистане, Туркменистане, Таджикистане, Азербайджане [3].
Сегодня лакцы проживают на различных территориях Дагестана — в Кулинском, Новолакском, Акушинском и других районах, но основным местом обитания этноса считают Лакский район. Его флаг утвердили 25 декабря 2012 года решением Собрания районных депутатов.
На сине-голубом полотнище флага изображен золотой сокол с распростертыми крыльями. Поверх него — княжеская шапка с золотым полумесяцем, внизу — серебряная крепость в виде двух башен, которые соединяет стена с кинжалами крест-накрест [5].
Лакский язык — один из государственных в Дагестане, его относят к семье кавказских нахско-дагестанских языков. Выделяют семь диалектов, различия в которых минимальны: кумухский, вицхинский, вихлинский, аштикулинский, балхарский, аракульский, шаднинский. Литературное творчество складывалось на основе кумухского диалекта.
Самый известный из старейших письменных памятников на лакском языке относят примерно к XV веку: это подстрочный перевод арабской поэмы «Касыда о плаще». Письменность на основе арабской графики лакцы использовали до 1928 года, после перешли на латинскую, а в конце концов на кириллическую систему письма [6].
В 2020 году в России лакским языком владели 87 957 жителей.
- Бивзрув! — Здравствуйте!
- Тти хьуна бакьиннин! — До свидания!
- Байрангу барачат хьуннав! — С праздником!
- Ци иш бур? — Как дела? [7]
Современных лакцев относят к мусульманам-суннитам.
До принятия ислама среди представителей народа были широко распространены языческие верования, которые сохранялись до начала ХХ века. Многие лакцы верили в домовых, духов, природные силы, прибегали к шаманизму и магическим обрядам. На могилах почитаемых святых люди просили здоровья, успеха в делах, хорошей погоды, рождения наследников.
История происхождения лакского народа остается предметом изучения различных ученых. Существовала версия, что лакцы имеют недагестанское происхождение, однако ее опровергают многочисленные археологические, лингвистические, антропологические, этнографические материалы. Эти документы подтверждают, что представители этноса проживали на современных территориях Дагестана со времен до нашей эры. Согласно предположениям археологов, происхождение лакцев имеет отношение к индоевропейским народам.
Государственный строй лакцев складывался в Средние века, его традиции продолжились в
Современная территория этноса — центральная часть Нагорного Дагестана [1].
Основу питания лакцев составляла мясная и молочная пища, а также всевозможные мучные блюда. Особую популярность получил хинкал — кусочки теста со свежим или вяленым мясом, пельмени, пироги буркив с различными начинками, в том числе из лебеды и крапивы.
На праздник весны подавали кашу къурункъуса из пшеничной крупы, в которую при варке клали сушеное или вяленое мясо. Блюдо подавали с кислым молоком с добавлением чеснока. Напиток называли къатта тату, то есть тот, который способствует «загустению» в доме: при его готовке лакцы верили, что он принесет в дом достаток на целый год.
Другой традиционный напиток — буза дукьра гьян, который до появления чая употребляли повсеместно. Он содержал немного хмеля, имел питательные и тонизирующие свойства. На свадебные торжества подавали медовую брагу мачча со сладковатым привкусом и большой крепостью.
Для мужчин нательной одеждой была туникообразная рубаха из хлопка, с разрезом спереди и одной пуговицей. Штаны с подкладкой из бязи или ситца имели неширокий крой. На голове мужчины носили папаху, которая имела разные размеры и высоту в зависимости от главенствовавшей моды. Дома и в мечети лакцы носили обувь без задника на деревянной подошве, на работе — ботинки из грубой кожи, в повседневной жизни — сапоги из тонкой нежной кожи ярких цветов.
Лакские женщины чаще всего носили широкое платье-рубаху и штаны, причем в праздничных нарядах штаны были более широкими, чем в повседневности. Отдельного внимания заслуживали золотые и серебряные изделия: не только привычные кольца, серьги и цепи, но и пояса, украшения для рукавов, подола. Даже платки повязывали особым образом и закрепляли их серебряными цепочками [8].
С XIX века женские платья-рубахи постепенно сменили приталенные полукафтаны — бешметы. Они имели разнообразные формы, но непременно подчеркивали талию обладательницы. В некоторых селениях девушки надевали укороченные бешметы поверх праздничного платья.
Зимой лакские женщины носили шубы из овчины, нарядные варианты украшали декоративными вставками из парчи и шелка.
Значимой деталью одежды для лачек были разнообразные головные уборы: платки, чалмы, чухты. По ним можно было определить возраст женщины, ее происхождение и положение в обществе [9].
В давние времена лакцы практиковали обычай похищения невесты, широко распространен также был обряд заключения брака через сватов. Ставшая вдовой женщина могла выйти замуж за родственника умершего мужа, а овдовевший муж мог взять в жены незамужнюю младшую сестру умершей [1].
С момента обручения и до дня свадьбы невесте полагалось пошить будущему мужу костюм на торжество, а жених должен был приобрести белое платье из шелка, украшения и подарки. За неделю до бракосочетания невесте окрашивали ладони хной, которую приносила родня со стороны жениха. С того момента и до дня свадьбы девушке нельзя было выходить из своего дома.
Праздник обычно отмечали вечером у одного из друзей жениха. К его дому приходила свадебная процессия с музыкой и танцами, которую возглавляла невеста с закрытым покрывалом лицом. У дома разжигали костер, клали ковер под ноги невесте и осыпали ее зерном и сладостями. Будущая свекровь угощала девушку медом и сладким напитком. Жених появлялся в полночь: после того, как он употреблял еды со стола, за которым сидела невеста, молодых оставляли наедине.
Лакцы устраивали массовые гуляния в честь начала весны, праздника первой борозды и наступления лета. С приходом весны, который отмечали 21−22 марта, начинался новый календарный год.
Праздник первой борозды устраивали в марте, в середине или конце месяца: торжество символизировало наступление сельхозработ. В этот день выбирали пахаря с легкой рукой: он должен был совершить обряд первого выхода плуга, от которого, как считали, зависел будущий урожай. На собранные со всех домов деньги односельчане покупали мясо, хлеб, бузу и угощали друг друга. В праздник устраивали скачки на лошадях, соревнования для детей, девушек и юношей.
- Муса Хираманович Манаров (род. в 1951) — летчик-космонавт, Герой Советского Союза.
- Яков Магомед-Алиевич Сулейманов (1921−2014) — участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза.
- Рауф Магомедович Мунчаев (1928−2021) — ученый, специалист в области археологии, древней истории и культуры Кавказа и Ближнего Востока.