Аланское царство — средневековое ираноязычное государство, оставившее много вопросов для историков. Но одно известно точно: аланы стали первыми христианами на Северном Кавказе. Аланское царство «крестилось» даже раньше Руси — и именно эту дату отмечают в этом году в Северной Осетии.
О крещении Алании известно значительно больше, чем о принятии христианской веры на Руси, в Грузии и Армении, уверяют историки. Авторитетным источником информации является «аланское досье Николая Мистика» — это письма, которые направлял архиепископу Алании Петру Константинопольский патриарх.
— Крещение Алании произошло ориентировочно в 916 году. Это условная дата, — объясняет кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории и археологии Северной Осетии Михаил Мамиев. — Но это точно случилось во второе патриаршество Николая Мистика до 925 года. Поэтому празднование 1100-летия крещения Алании в 2022 году укладывается в научные рамки.
В первой четверти X века в Аланию из Византии по приглашению царя прибывают христианские миссионеры. Алания в то время занимает территорию от нынешнего Пятигорска на западе до Северного Дагестана на востоке, а с севера на юг тянется от современного Краснодарского края до Южной Осетии.
— Это было могущественное, самостоятельное раннефеодальное государство с сильной армией, — поясняет Михаил Мамиев. — Союза с аланами ищут крупные «игроки» той эпохи.
Вслед за миссионерами из Византии прибывает архиепископ Петр, он крестит аланского царя и становится первым архиереем Алании. Так образуется аланская епархия в ранге архиепископии, а вскоре статус меняется до более высокого — аланское государство становится метрополией.
Некоторые аланские цари принимали христианство уже начиная с VIII века, но это был их личный выбор, и на население страны он не распространялся. А вот к X веку общество созрело для новой религии, считают ученые. Вслед за царем христианскую веру принимают ближайшие родственники правителя, затем — остальные представители династии, а после — наиболее приближенные к царю дружинники. Постепенно христианство идет «в народ».
— Аланы понимали, что Византия — это передовое государство того времени, а христианство становится мировой религией. У людей было желание влиться в эту средневековую культуру, как это уже сделали самые развитие страны, а не остаться на задворках, — предполагает Михаил Мамиев.
О добровольности крещения алан свидетельствует изменение погребального обряда.
— В могилах дохристианского периода археологи находят остатки поминальной тризны, посуду и оружие — то, что могло понадобится покойному в загробном мире. После крещения таких захоронений почти не фиксируют.
До X века археологи находят в могилах маленькие зеркала из начищенного до блеска металла. После крещения на таких зеркалах появляется крест.
— Зеркало — это символ загробного мира, пространства вечности, которое открывается за гробом. Крест на зеркалах — знамя Христа, знамя победы над смертью. Люди поверили, что сын Божий победил смерть, — объясняет священник Осетинской церкви Рождества Пресвятой Богородицы Игорь Кусов.
Христианизация Алании происходит сравнительно быстро: абсолютно все источники с XI до XV века говорят об аланах как о христианском народе. Но это не означает, что все стали христианами — археологи фиксируют мусульманское меньшинство, а часть населения продолжило исповедовать дохристианскую религию. О ней специалистам почти ничего неизвестно. Часть ученых настаивает, что до христианства у алан был целый пантеон божеств — наследство скифо-сарматского мира, другие считают их веру монотеистической. Возможно, в том числе поэтому христианство оказалось близким народу Алании.
Современное духовенство часто называет Аланию землей апостольской проповеди. Подтвердить или опровергнуть этот факт историки не могут.
— Есть церковное предание, что апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит проповедовали в Алании задолго до крещения. Подтвердить это никакими источниками невозможно. Но и исключать не стоит. Ведь нет подтверждения апостольской проповеди где-то в другом месте, — объясняет Михаил Мамиев.
Священник Игорь Кусов говорит о косвенных признаках апостольской проповеди в Алании. Например, существует предание о миссионерском путешествии Андрея Первозванного. На его маршруте есть и аланские территории. А первые аланы приняли крещение еще в I веке.
— Аланскую царицу Сатеник решают выдать замуж за армянского царя. Невесту сопровождают аланские вельможи во главе с Баракадом, в крещении Сухий. Тогда Армения еще не приняла христианства, но аланы слышат проповедь и обращаются в новую веру. Сухий с дружиной отказываются отречься от Христа, и их убивают, — рассказывает Игорь Кусов. — Первые упоминания об аланах появляются в I веке нашей эры, как раз в эпоху зарождения христианской веры. Какое-то время они идут параллельно друг другу, но мировая религия и одно из могущественных государств рано или поздно должны были пересечься.
Крещение Алании сделало ее частью восточно-христианской цивилизации — наладились торговые связи с Византией, через Аланию товары шли как на Передний Восток, так и к черноморскому побережью.
— Отношения с Византией были настолько тесными, что Алания выступа союзницей империи. Так, аланский царь Росмик в начале XII века сражается против норманнов на стороне византийского императора Алексея, — поясняет Михаил Мамиев.
— Там, где церковь, там — письменность. Христианство — это невероятный подъем там, где еще недавно не было грамоты, — добавляет Игорь Кусов.
Новая вера дает толчок в развитии письменности, архитектуры и культуры. На базе тысячелетней культуры алан и христианства возникает так называемое аланское православие. Оно соединяет в себе древнюю индоиранскую культуру и догматическое христианство.
— Есть доказательства, что у алан существовала своя письменность, — говорит кандидат исторических наук Михаил Мамиев. — Это знаменитая Зеленчукская надпись на могильной плите. Текст начертан на аланском языке на основе греческого алфавита.
Также о существовании аланской письменности свидетельствуют маргиналии на полях средневекового ветхозаветного текста — записи на аланском языке, сделанные чтецом-аланом, чтобы лучше ориентироваться в богослужебном тексте на неродном для него греческом языке.
Самые древние христианские храмы России до присоединения Крыма были именно аланскими. Они находятся в Карачаево-Черкесии: Шоанинский храм в селе Лаба и три храма в Нижнем Архызе. XI веком датируются дошедшие до нас церкви на территории нынешней Северной Осетии. Яркий пример — Зругский храм.
— Первые аланские храмы строились, конечно, приезжими мастерами в византийском стиле, — говорит историк. — Позже им на смену пришли местные зодчие со своими традициями.
Первые священники Алании были греками. Это известно из мирного договора между Аланией и Хазарией после проигранной аланами войны. Одним из его условий была полная депортация греческого духовенства из страны, объясняет священник Игорь Кусов. Но аланы быстро восстанавливают свои религиозные позиции. Это известно благодаря надписи на стенах Сентинского храма: она гласит, что храм обновлен и освящен в память Пресвятой Богородицы в 965 году. Ранее он был закрыт, вероятно, по требованию хазар.
В XIII веке на территорию Алании приходят монгольские завоеватели.
— Около 30 тысяч алан ушли и осели в Венгрии, еще столько же оказались в Китае, сохраняя верность христианству, — говорит Игорь Кусов.
— Монголы отличались веротерпимостью, они не боролись с христианством, не разрушали храмы и не уничтожали духовенство. Монгольские правители напротив поддерживали христианство как традиционную религию, — продолжает Михаил Мамиев.
Все изменилось с нашествием Тимура. Полководец совершает несколько карательных экспедиций на Аланию, заходит в горные долины. Из страны на восток и на запад мигрируют тысячи алан.
Аланское государство перестает существовать, оставшееся население изолировано в горах.
— Алания оказывается в изоляции от архиерея, постепенно утрачивается духовенство, перестают проводится церковные службы. Формируется народное христианство, то есть православие как его понимает народ, без богословских сложностей, — объясняет Михаил Мамиев.
— Несмотря на гибель могущественного Аланского государства, христианство сохранилось на небольшой территории Кавказа, — добавляет священник Игорь Кусов. — Наука признает осетин потомками алан.