История
Кто такие даргинцы: история происхождения, численность, где живут и как выглядят
12 декабря, 2024
Что такое «дарго», как готовят хинкал-штрудель и зачем головы даргинских невест посыпают сахаром
  1. Кто это
  2. Где живут
  3. Язык
  4. Религия
  5. История
  6. Традиции

Даргинцы — это один из коренных народов Дагестана, самой многонациональной республики России. К даргинцам причисляют две другие этнические группы — кайтагцев и кубачинцев. Название «даргинцы» происходит от слова «дарг» — «внутренность», так еще называли сплоченные общины. До того как стать единым народом в XX веке, даргинцы были жителями Акуша-Дарго, Буркун-Дарго, Каба-Дарго.

Даргинцы известны как умелые торговцы и даже как законодатели обувной моды в предгорье. Они были одним из самых непокорных народов, который вплоть до Кавказской войны отказывался подчиняться России.

Валерий Алексеев в книге «Происхождение народов Кавказа» описывает даргинцев, живущих в предгорье, как людей с широким лицом, выступающим носом и достаточно светлым для кавказцев цветом глаз, волос и кожи. Эти признаки указывают на кавкасионский антропологический тип, для которого также характерен и высокий рост.

По итогам Всероссийской переписи населения 2020 года, численность даргинцев в России составила 626,6 тыс. человек, из них в Дагестане проживают 521,3 тыс. [2]. На данный момент народ занимает второе место в списке самых многочисленных в республике, уступая аварцам.

Перепись населения показала, что большинство даргинцев живет в Махачкале, столице Страны гор. А также в центре республики, Левашинском районе, на юге — в Акушинском, на востоке — в Сергокалинском, на юго-востоке — в Кайтагском и возле Каспийского моря — в Карабудахкентском и Каякентском районах.

Общины даргинцев можно встретить в Ставропольском крае, Ростовской области, Калмыкии, Астраханской области, Волгоградской области и Москве.

Пестрый даргинский язык включает около 70 говоров и подговоров и множество диалектов. Некоторые исследователи считают, что всего их 16 — кубачинский и кайтагский иногда считают самостоятельными языками [3]. Сегодня даргинский литературный язык занимает место одного из официальных в Дагестане [4].

В средневековье даргинцы использовали аджам — письменность на основе арабского алфавита, которую только в 1928 году заменила латиница, а в 1938-м — кириллица.

В даргинском алфавите 46 букв. В нем нет звуков «о» и «ф»: вместо них в заимствованных словах даргинцы произносят «у» и «п». А гласных всего четыре: «а», «е», «и», «у». При этом язык изобилует согласными: кроме глухих и звонких есть абруптивные — их произносят со своеобразным щелчком [5]. Звучит даргинский язык гортанно и мягко за счет шипящих звуков, похожих на русские «х» и «ш».

Основная религия даргинцев — ислам, который народ принял примерно в VIII веке [6]. До него главенствовало христианство, пришедшее в первые века с северо-запада и юга, в частности, из Армении, Грузии и генуэзских колоний.

Даргинцы, как и другие дагестанские народы, входили в древнее государство Кавказская Албания, занимавшее часть современных Азербайджана и Дагестана, достигая берега Каспийского моря. В V веке Кавказская Албания стала областью Ирана, а в VIII—X вв.еках на территории Дагестана появились «царства» Карах (ал-Карах, ул-Карах), Филан и Шандан. В последнем проживало больше всего даргинцев из Среднего Дагестана. В Шандане исповедовали язычество, христианство и иудейство, а соседи-мусульмане из Дербента и их союзники постоянно совершали набеги на Шандан.

Примерно в XVIII веке сильной политической структурой во всем Дагестане стало даргинское образование Акуша-Дарго. В первой четверти XIX века оно было известно как центр борьбы с Россией. Лишь после похода генерала Ермолова в 1819 году Акуша-Дарго покорилось империи, но уже в 1844-м снова встало против нее в Кавказской войне [8].

После 1860 года даргинцы согласились подчиниться России, но поставили условие: на их территории не должны строить крепости. Благодаря этому решению сохранился и до сих пор работает Ая-базар — большой рынок, который, по легенде, масштабом мог сравниться со стамбульским Гранд-базаром.

Основа даргинской кухни — мясо, молочные продукты и травы. Особенно любят растирать и добавлять в блюда траву, придающую ореховый аромат: пажитник голубой или сыть круглую. Толченой приправой сдабривают чуду и хинкал — так блюда приобретают пикантный вкус.

Любят в Дагестане чуду — лепешки из пресного теста, которые даргинцы делают похожими на пышный пирог. Тесто делят на два пласта: на нижний кладут начинку, а верхним закрывают. В чуду могут добавлять мясо, овощи, творог и даже крапиву.

Хинкал — традиционное дагестанское блюдо: мясо, тесто, соус и бульон, которые готовят и подают отдельно друг от друга. Даргинцы готовят кусочки теста особым образом: смазывают слой теста, скручивают его в рулет и нарезают на «улитки». Дополняет блюдо ореховая трава, придающая ему пряный аромат.

Существует мнение, что льняной урбеч, паста из перетертых семян, имеет даргинское происхождение. Саму пасту в народе называли пIялцIикI, а льняное семя — урбечем.

Необычный суп из абрикосов готовят даргинцы в селении Леваши: сладкую и кислую курагу промывают, варят и перемалывают в блендере вместе с жидкостью. Затем добавляют ложку муки, изюм и варят смесь пять минут.

Одно из самых давних традиционных блюд — каша из солода, напоминавшая мучную. Готовили даргинцы и овечий сыр: его они продавали состоятельным азербайджанцам, терекеменцам и кумыкам [9].

Даргинская одежда XIX века была схожа с одеждой других народов Дагестана. Мужчины носили широкую рубаху, длинные рукава которой сужались книзу. Сверху надевали плотный бешмет — приталенный полукафтан со стоячим воротником длиной примерно до колена. В праздники можно было увидеть черные, синие, темно-зеленые бешметы из шелка и шерсти. Пуговицы застегивали наглухо, спереди оставался только прямой разрез посередине.

В холода поверх бешмета надевали черкеску — кафтан ниже колена с открытым грудным разрезом и широкими рукавами. Часто узнать черкеску можно по газырям — «пенальчикам» с пороховыми зарядами, которые кладут в отделения нагрудных карманов.

Зимой поверх бешмета, а иногда и черкески носили овчинную шубу, обычно ее шили из 6−9 шкур. Выглядеть они могли по-разному: с рукавами и без, широкие, приталенные, с пелериной. Бурку накидывали зимой, отправляясь в дорогу, а летом — спасаясь от жары.

Шубу, бешмет и черкеску шили в основном мужчины, в некоторых предгорных поселениях мастерицами были и женщины.

В холодное время года даргинцы носили на голове овчинные шапки-папахи, войлочные шляпы или шапки из каракуля — вариант для зажиточных мужчин. Часто папахи имели форму полусферы или усеченного конуса мехом наружу. Летом их заменяли войлочные шляпы с широкими полями.

Важным элементом костюма даргинца был башлык — тканевый треугольник, напоминающий капюшон, который в ненастную погоду надевали поверх шапки, а в остальное время закидывали через плечо, закрепляя на черкеске тесьмой.

Штаны даргинцы шили широкими в верхней части, собирая ее на шнур, и узкими книзу.

Тренды в обуви в нагорном Дагестане устанавливали даргинцы, будучи мастерами кожевенно-обувного дела. Они носили шерстяные носки (их умела вязать каждая женщина), а поверх надевали мягкие сафьяновые сапоги: черного цвета — на каждый день, желтые и красные — на праздник. Носили также кожаные галоши и башмаки на деревянной подошве. Один из древних видов обуви — дабри — известен среди даргинцев с XVII века. Немецкий географ Адам Олеарий писал: «Их башмаки из овечьей или лошадиной кожи вырезаны из одного куска со швом сверху и сбоку».

Куда разнообразней была одежда даргинок, она имела уникальные отличия в каждом районе. Женщины носили два вида штанов: узкие и широкие, похожие на мужские. Место верхнего платья занимала широкая длинная рубаха-туника, на которую уходило 4−7 метров ткани. В большинстве районов она имела черный цвет, а в Кайтаге — яркий: зеленый, красный, желтый. В этом же районе женщины могли носить валжагъ — приталенное платье с прямым разрезом сверху донизу и с пришитой к нему широкой и длинной юбкой в мелкую или глубокую складку.

Видов женских даргинских шуб, как и мужских, было несколько. Одна из распространенных — широкая с длинными ложными рукавами и откидным меховым воротником. Полы и концы рукавов обшивали мехом ягненка лучшего качества. Эти шубы не запахивали, вероятно, из-за мягкого климата, а застегивали их тесьмой на пуговице или серебряной застежкой.

На голове даргинки носили повязку преимущественно из черной ткани — чутхъа. Она прикрывала верхнюю часть лба, плотно обхватывала голову и спускалась на спину. Серебром и разноцветной тканью украшали налобную часть, к ней же часто пришивали неширокие ленты, которыми женщина обвивала голову, завязывая на затылке. Богатые даргинки носили шали из шерсти и шелка с тяжелой бахромой или цветной каймой.

Обувь даргинских женщин мало отличалась от мужской: войлочные и сафьяновые сапоги, дабри. Верх нарядных женских башмаков отделывали бархатом, сукном, покрывали золотой или серебряной вышивкой [10].

Традиционно свадьбе предшествовали два этапа: сговор и сватовство. Родители даргинского жениха через друзей узнавали, не выдадут ли девушку за их сына, а затем посылали человека с просьбой разрешить засвататься. Только после согласия родители отправляли официальных сватов с подарками — их должна была приготовить и другая сторона. В прошлых веках могли устроить и брак по сговору: отец мальчика давал отцу девочки вещь в залог, и с этого момента дети считались обрученными.

Даргинская свадьба была похожа на театрализованное представление: на празднике обменивались песнями-частушками, смотрели на представления шутов в женской одежде и козлиной маске [11].

Современная свадьба не обходится без музыки: торжество сопровождают звуки зурны, барабана, аккордеона. Существует обычай посыпать голову невесты орехами, зернами и сахаром или конфетами: они символизируют изобилие и богатство. Чтобы жизнь в браке была счастливой, мать невесты мажет губы дочери медом [12].

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Башни-музеи горной Ингушетии
В Ингушетии открыли музей в отреставрированных старинных башнях. Рассказываем, как и зачем
5 лекарств от музейной усталости. Идем в Национальный музей КБР
Кавказские акулы, ожерелья с головами волков и прочие необычные экспонаты, ради которых непременно надо сходить в музей в Нальчике
Каждый пятый ушел, каждый второй не вернулся
Первый материал из серии «Для Великой Победы». Северная Осетия
Через типографию — в музей. История адвокатского особняка в Черкесске
Кто больше века назад построил необычный дом в республиканской столице и какие сокровища хранят его стены сегодня
Дом знаний и перемен. История первой гимназии Северного Кавказа
В этих стенах царил дух свободы, подаривший миру знаменитых писателей, ученых, общественных деятелей и революционеров. Открываем тайны здания, где зарождалась система образования целого региона
Холокост. Как на Ставрополье хранят память о жертвах трагических событий
27 января, в день освобождения Освенцима советскими войсками в 1945 году, весь мир вспоминает жертв Холокоста. Страшные события в те трагические годы не обошли и Ставропольский край
Полная версия