История
Кто такие аварцы: история происхождения, численность, где живут и как выглядят
26 декабря, 2024
Рассказываем, где живут аварцы, историю происхождения народа, на каком языке они говорят, какую религию исповедуют и каких традиций придерживаются
  1. Кто такие аварцы
  2. Где живут
  3. Аварский язык
  4. Религия
  5. Происхождение аварцев
  6. Традиции
  7. Известные аварцы

Аварцы — это коренной народ Кавказа, самый многочисленный этнос Дагестана и самый многочисленный народ России, не имеющий собственной республики в ее составе. Подавляющее большинство аварцев проживает на территории Республики Дагестан, а также в Ставропольском крае, Москве, Чечне, Ростовской и Астраханской областях и других регионах.

Множество аварцев поселились и за пределами России: в Азербайджане, Турции и Украине. Их численность в России составляет около 1 млн человек [1]. Говорят аварцы на аварском языке, который относится к нахско-дагестанской группе северокавказской семьи языков, в которую также входят даргинский, лезгинский и другие языки. Большая часть аварцев исповедует ислам суннитского толка. Аварцы — автохтонное население Кавказа, история их пребывания в регионе очень древняя, а первые сведения об их предках относят ко временам до нашей эры [2].

Существует несколько версий происхождения этнонима «аварец». Считают, что до присоединения к России в XIX веке аварцы не осознавали себя одним народом и подобное название было им чуждо. Некоторые ученые связывают происхождение термина с названием другого древнего народа — «авары» — однако это оспаривают другие специалисты [3].

Всего в мире насчитывают примерно 1,3 млн аварцев. Около 1 млн из них проживает на территории России [1]. Большинство аварцев населяет Республику Дагестан (около 957 тыс.). Этот народ составляет большинство в Ахвахском, Цунтинском, Гергебильском, Цумадинском, Шамильском и других районах.

Также большое количество аварцев проживает на территории Ставропольского края (около 10 тыс.), Москвы (около 4 тыс.), Ростовской области (около 4 тыс.), Чечни (около 4 тыс.), Астраханской области (около 3,5 тыс.) и в других регионах. Аварцы — основное население Шаройского района Чечни (54,4%).

За пределами России наиболее многочисленные диаспоры аварцев находятся в Азербайджане (около 50 тыс.), Турции (около 50 тыс.) и Украине (около 1,5 тыс.).

Аварский язык относят к аваро-андийской группе нахско-дагестанской семьи языков, он является одним из автохтонных языков Кавказа [4]. Близким к аварскому языку является андийский. Аварский язык имеет широкое распространение в Дагестане, и им владеют не только аварцы, но и представители других народов.

Выделяют шесть диалектов, которые имеют разную локализацию: андалальский, анцухский, батлухский, гидский, закатальский и карахский. В рамках некоторых диалектов существует несколько говоров. Литературный язык, называемый болмацӀ («язык войска»), основан на междиалектном языке, который сложился на базе северного наречия [5].

Аварская письменность существует с XV века, но в разное время для нее использовали разные алфавиты. До 1928 года в ходу было арабское письмо. С 1928-го по 1938-й применяли латиницу, а уже с 1938-го аварскую речь фиксируют с помощью кириллицы. В современном аварском алфавите 46 букв.

Помимо родного языка, аварцы хорошо владеют языками стран, на территории которых проживают: русским, азербайджанским, турецким соответственно.

Большинство аварцев придерживаются ислама суннитского толка. Также среди них встречаются различные суфийские школы, такие как накшбандия, шазилия, кадирия. Ислам начал постепенно проникать в регион в VII веке. Среди прихожан многих мечетей Дагестана в большом количестве встречаются и аварцы.

Несмотря на подавляющее распространение ислама, в Средневековье многие аварцы, подданные государства Сарир, были христианами, о чем свидетельствуют сохранившиеся христианские памятники. К таковым относится, например, Датунский храм у селе Датуна, датируемый Х веком.

В период до монотеизма аварцы были классическими язычниками с пантеоном богов и духов, справляли обряды в культовых местах, совершали жертвоприношения [6].

История этого народа связана с раннесредневековым государством Кавказская Албания. В его состав входили многочисленные племена, которые и стали предками аварцев.

В VI веке у аварцев возникло собственное государство под названием Сарир, которое просуществовало до XIII века. Эта держава господствовала на всей территории Дагестана. Страна вела активную торговлю с соседями, в ней процветали ремесла и хозяйственная деятельность. На протяжении большей части истории Сарир был христианским государством, но, начиная с XII века, лидирующие позиции стал занимать ислам. В этот же период государство начали потрясать внутренние распри, приведшие к его распаду [7].

Завоевания монголов в XIII веке почти не затронули аварские земли. Более того, аварцы выступали союзниками кочевников в некоторых военных кампаниях.

К 1404 году относят первое упоминание этнонима «аварцы».

В XVIII веке земли аварцев подверглись нападению могущественного персидского завоевателя Надир-шаха, который правил на обширной территории от Ирака до Индии. Дагестанские горцы упорно сопротивлялись превосходящим силам врага и в 1741 году нанесли ему серьезное поражение в Андалальской битве [8].

В 1803 году аварцы утратили независимость и вошли в состав Российской империи. Однако они выступили на стороне имама Шамиля во время Кавказской войны (1817−1864), с чем связан последний этап суверенного существования аварского народа.

При возникновении СССР аварцев включили в состав Дагестанской АССР, они принимали участие в Великой Отечественной войне и других важных исторических процессах того периода.

Аварская кухня, как и кухни других народов Кавказа, чрезвычайно разнообразна. В рацион народа входит мясо (баранина, говядина), крупы, овощи, мучные и молочные изделия, специи.

Самым популярным блюдом считают хинкал, представляющий собой куски теста, сваренные в мясном бульоне.

Главный суп аварцев — чурпа с щавелем, фасолью и чечевицей.

Популярен ботищал — тонкие лепешки из теста с начинкой из творога.

Другой любимой аварцами лепешкой является цурачед с начинкой из творога в сочетании с картофелем, яйцом, мясом, зеленью и другими ингредиентами.

Аналогом пельменей выступают курзе, которые отличаются характерным защипом в виде косички.

На десерт аварцы едят халву, сухофрукты, мед и орехи.

Национальный аварский костюм схож с одеждой других народов Кавказа, но имеет и особенности. Мужчины носят нательную рубаху, простые штаны и бешмет — распашной стеганый полукафтан. Популярна также и черкеска — более приталенный кафтан. Зимой аварские мужчины утеплялись бурками, шубами из овчины. Традиционный головной убор — папаха [9].

Женская одежда состоит из просторной рубахи, подпоясанной кушаком. Поверх принято накидывать полотна ткани разных цветов, которые зависят от региона. Традиционный головной убор — чухта — это чепец с мешочками для кос, поверх которого повязывали платок.

Семейный уклад аварцев всегда отличался строгостью. В аварском обществе одной из главных ценностей считают уважение и почитание старших. В аварских семьях существовала четкая гендерная дифференциация: мужчины и женщины проживали в разных половинах дома, выполняли строго отведенные бытовые функции.

Раньше аварцы могли жениться не только по сговору родителей или собственному желанию, но иногда и по настоянию общества (так выдавали замуж одиноких женщин и вдов) [10]. Свадьбы аварцев проходят с размахом и длятся от трех до пяти дней.

Аварцы высоко ценят гостеприимство, оказывают почести любому посетителю.

Традиционно аварцы занимаются скотоводством и земледелием. Сегодня значительная часть народа проживает в городах, ведя соответствующий образ жизни [11].

Раньше аварцы преимущественно проживали в компактных четырехугольных каменных домах, расположенных кучно из-за недостатка пригодных для строительства площадей в горах. Дома имели от одного до трех этажей, были оборудованы террасой для отдыха в хорошую погоду. В жилище было от одной до нескольких комнат, очаг и большой стол для трапез.

Селения аварцев обнесены стенами, заборами, зачастую имеют оборонительные башни, потому что раньше народу приходилось постоянно воевать и защищаться от набегов.

  1. Расул Гамзатов (1923−2003). Великий аварский поэт, прозаик и публицист.
  2. Фазу Алиева (1932−2016). Аварская поэтесса, прозаик и публицист.
  3. Магомед Толбоев (род. 1951). Заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации, политический деятель, генерал-майор, один из основателей авиационно-космических салонов МАКС.
  4. Хабиб Нурмагомедов (род. 1988). Боец смешанных единоборств, выступающий под эгидой UFC, чемпион в легком весе, не потерпел ни одного поражения в профессиональной карьере.
  5. Абдулрашид Садулаев (род. 1996). Борец вольного стиля, двукратный олимпийский чемпион, шестикратный чемпион мира, четырехкратный чемпион Европы.
ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Три часа Николая II во Владикавказе
Последний российский император бывал в столице Северной Осетии дважды. Второй визит даже упомянут в монаршем дневнике. Мы проследили за маршрутом Романова
Сокровище Дагестана. Зачем в высокогорном селе восстановили водяную мельницу и как она работает сегодня
Мы поднялись в Чалду, чтобы увидеть, как сила горной воды превращает орехи в знаменитый урбеч и хранит память о далеком прошлом
Китайский след во Владикавказе
Выяснили, как связаны Северная Осетия, Китай и борьба за установление советской власти
Динозавр, уколы и крестное знамение. Что скрывают барельефы мавзолея аланского правителя
История легендарного экспоната Ставропольского музея-заповедника, расшифровки изображений на его стенах и тяжелой реставрации одного из самых загадочных наследий древней Алании
От кобанцев до революционеров. Какие секреты скрывает ингушская земля?
Спросили у археологов, что общего между пулей от пулемета «Льюис», посохом древнего жреца и детской туфелькой трехсотлетней давности
Рукописи все же горят. Факты из жизни Михаила Булгакова во Владикавказе, о которых вы, скорее всего, не знали
Как персонаж «Мастера и Маргариты» оказался во Владикавказе, почему писатель сжег свои ранние пьесы и какое отношение ко всему этому имеет роман «Белая гвардия»
Полная версия