Кавказ в большом мире
«Людям просто не хватает драмы в жизни»
8 декабря, 2022
3191
На Кавказе очень популярны турецкие исторические сериалы. Откуда такая любовь к Осману, Эртугрулу, Сулейману и Хюррем, рассказывает боксер и актер, чеченский бей Османской империи Турпал Токаев

Турпал Токаев из Чечни уже два года снимается в самом популярном турецком сериале «Основание: Осман» и даже был приглашен в Голливуд. Но настоящим актером себя все еще не считает. Звездная болезнь ему не страшна: он привык к славе, побеждая на спортивных аренах. И актерскую карьеру рассматривает всего лишь как возможность приблизиться к мечте — стать режиссером, чтобы снимать фильмы о родном Кавказе.

Все лучшее — из фильмов детства

— С самого детства, еще живя в Грозном, где я родился, не пропускал ни одного фильма, что шли тогда по телевизору. По сути, у меня ведь даже образования нет: всего три класса отучился. Дальше — война, не было возможности учиться. Но все, что я о жизни узнал, все хорошее — это из фильмов. Однако в кино я пришел из спорта.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Спасти Тарантино
Родился в Осетии, женился на немке, живет в Южной Африке, работает в Голливуде, дружит с Гойко Митичем… Мы поговорили с каскадером Эльбрусом Уртаевым. Или Брюсом, как его еще называют

В первую войну мы оставались в Чечне, тогда погиб мой отец. Во время второй — дядя увез нас в Турцию, оттуда мы уехали в Казахстан, где я вступил в бойцовский клуб и через год уже стал чемпионом мира по тайскому боксу. Затем был Тайланд, где я провел три года, а потом меня пригласили выступать за Турцию — так началась моя профессиональная карьера. Я выступал под псевдонимом Бахадир Сари и был популярным в стране кикбоксером. Во время одного интервью журналист спросил, почему я не пробую себя в кино, и я задумался.

В юности я любил смотреть кино, но ничего не знал о закадровой работе. Однажды мой репетитор по английскому спросил, каких режиссеров я люблю, чтобы посоветовать мне фильмы в оригинале. Я тогда даже не знал, кто такие режиссеры, знал только актеров — Сильвестра Сталлоне, Джеки Чана, Ван Дамма. Учитель пристыдил меня, но в то же время открыл глаза на киноиндустрию. Я стал интересоваться, как снимают картины, что происходит за кулисами.

А лет пятнадцать назад я решил хотя бы побывать на съемочной площадке. Пробовал себя в монтаже, затем был помощником режиссера. По знакомству меня пригласили поработать в кинокомпании, на четвертом-пятом проекте предложили соглавную роль. Со старым другом, у которого была своя компания, мы даже сняли целый фильм, но он не увенчался успехом: в середине съемок просто закончились средства — спонсор обанкротился. Популярности и известности мне это не принесло, а друзья в Турции до сих пор прикалываются на этот счет. И все же знакомый менеджер был готов организовать приглашение в популярный тогда сериал «Великолепный век», но я отказался.

Дом для меня — только Даймохк

— Я решил продолжить карьеру в спорте. Казалось, это будет верное решение, легкий путь, потому что я был довольно известным спортсменом, а вот актером только начинающим. Пересмотрел жизнь и начал все сначала: вернулся в Чечню в 2011 году. Основной причиной, наверное, все же была мама. Отца нет, я старший в семье, надо было помогать, заниматься домом.

Еще меня всю жизнь не покидает странное ощущение: куда бы я ни поехал, везде чувствую себя чужаком. Когда ложусь спать, засыпаю с мыслью, что мне вечно куда-то надо. И это чувство покидает меня только дома. Я точно знаю, что не хочу где-то ассимилироваться и остаться навсегда. Дом для меня всегда был только там, где Даймохк (чеч. «земля отцов», родина).

Тем не менее были планы после завершения спортивной карьеры вернуться в кино, но мне предлагали контракт за контрактом, все затянулось. Я даже успел на время бросить спорт, заняться предпринимательством в Москве. А затем позвонил Рамзан Кадыров и пригласил в клуб «Ахмат». И этот звонок дал второе дыхание моей спортивной карьере. Я начал выступать за «Ахмат», хотя был уже не молод для спортсмена — 32 года. Так актерская карьера ушла на дальний план. Эта пауза длилась больше 10 лет. За это время я взял еще четыре титула чемпиона мира к имеющимся трем.

Потом перешел из кикбоксинга в бокс. Не знаю, сколько еще буду в спорте, но пару боев проведу, и пора заканчивать, я думаю. Все-таки уже 38 лет.

Возвращение к османам

— Мой, можно сказать, старший брат и близкий человек однажды спросил, почему бы мне не попробовать вернуться в кино, да еще и сразу в популярный сериал «Основание: Осман». А я давно был знаком с продюсером Мехметом Боздагом. Но решил, что 10 лет перерыва — это слишком большой срок, чтобы напоминать о себе. Тогда брат организовал нам встречу, тот предложил мне пройти кастинг, я попробовал — и вот я здесь.

Мой первый проект тоже был историческим фильмом, и для него я много тренировался, был опыт боя на мечах, но там была римская техника и играл я римлянина. А здесь — Османская империя, они дрались по-своему. Съемки начались неожиданно быстро, не через два-три месяца, как планировали, а через пару недель. Пришлось разбираться на ходу.

Съемки у нас шесть дней в неделю с 7 утра до 7 вечера. Я играю кавказского воина Турахана. Хотя моя роль в основном касте, бывают свободные от съемок дни, и тогда я стараюсь тренироваться. Чтобы сейчас называть себя актером, надо быть очень самоуверенным, но попытки делаю и планирую продолжать эту карьеру.

Никаких комедий, только экшн

— У меня нет менеджера, но разные предложения периодически поступают. По окончании этого сериала, возможно, буду их рассматривать. Даже если это будет уже не историческое кино, а современное. Зависит и от жанра, конечно. Вряд ли я буду участвовать в съемках романтических фильмов или комедий, скорее, экшн или мафиозные сериалы. Так же и с российским кинематографом: наберусь опыта, а там, если предложат, отказываться не буду.

Был у меня, кстати, опыт работы и с американским режиссером. Анджей Бартковяк, который начинал карьеру оператором и снял фильм «Адвокат дьявола», работал с нами полгода. Мало кто поверит, но он уже тогда приглашал меня в Лос-Анджелес и говорил, что есть задатки и все шансы состояться. Но я ощущал ответственность перед родными, не мог все бросить и уехать строить карьеру мечты. Выбрал то направление, в котором уже был довольно успешен.

Сейчас же хочется до 50 лет сняться в 10−15 хороших проектах, которые смогут продвинуть меня в карьером росте. А в конечном счете стать режиссером, снимать и художественные, и документальные фильмы на Кавказе. С этой целью и нахожусь здесь.

Очень известный в Индии!

— В Турции меня, конечно, позабыли как спортсмена. Прошло много лет, я и внешне сильно изменился. Но бывает, когда речь заходит о каких-то боях, особенно кикбоксинге, я слышу имя Бахадир Сари. Когда понимаю, что говорят обо мне, даже смешно становится.

В актерском плане я все еще новичок. Но «Основание: Осман» — сериал № 1 в турецких рейтингах. Бывает, что узнают, здороваются, просят сфотографироваться в кафе или в общественном транспорте. Но не только в Турции он популярен. В аэропорту, когда летел домой в отпуск, меня, наверное, человек 7−8 остановили с просьбой сфоткаться, и все они были из арабских стран или из Индии. Вот в Чечне, конечно, так не подходят. У нас люди сдержанные. Могут издалека «привет-пока» или выкрикнуть: «Мы тебя смотрим!» Даже друзьям некоторым смешно, что я там снимаюсь. Одни свыкнуться не могут, другие радуются. У всех разные реакции.

А в Турции был забавный случай. На площадку к нам приходят представители разных сфер, например бизнесмены. Как-то вечером я зашел в палатку, где должна была проходить съемка. Все главные актеры сидят, настоящие звезды, и среди них гость, которого я по внешности легко определил, — индус. Продюсер представляет меня: «Вот наш брат-чеченец, играет Турахан-бея», а тот сразу отвечает: «Я знаю его! Он очень известный у нас в Индии!» Мы рассмеялись все. Видимо, сами того не зная, становимся популярны в неожиданных для нас странах. Судя по рейтингам, это Индия, Пакистан, Катар, Арабские Эмираты. Если говорить о России, то, наверное, самый большой интерес к проектам «Воскресший Эртугрул» и «Основание: Осман» — на Кавказе.

Тонкая связь с Османской империей

— Думаю, что это связано с нашей общей историей распространения ислама. Всех мусульман интересует история их религии, но ее нигде больше и не показывают. А если и показывают, то шаблонно и чаще в негативном ключе. Получается, о распространении ислама мы можем только читать в книгах, а люди любят познавать все через визуализацию. Например, где еще мы узнали бы, что в Османской империи были даже китайцы и японцы мусульмане? Там и чеченцы в истории мелькают, и многие другие. Это была могущественная многонациональная империя, которая более 600 лет правила значительной частью Европы и Азии.

Многим также очень нравится тема сохранения традиций и семейных ценностей в турецких сериалах, то, как там показывают братские отношения, дружеские, проявление уважения друг к другу. Я не обсуждал эти вопросы с другими представителями Кавказа, но в Чечне многие любители того же Эртугрула и Османа обозначали именно эти моменты: они друг за друга горой и умереть готовы за своего человека или ради общего дела. Мне встречались даже такие фанаты, которые в ожидании нового сезона «Османа» пересматривали все сезоны «Эртугрула» по несколько раз. Ощущают какую-то связь с ними.

Когда-то так же индийские фильмы смотрели, затем — бразильские мыльные оперы, сейчас вот очередь Турции. Но в этом случае они нам и по религии близки, и по семейным ценностям, и традиции есть схожие. Да и, по большому счету, некоторым людям просто не хватает драмы в жизни, возможно, даже любви. Вот и держатся за подобный развлекательный контент.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Готовый маршрут по всему Северному Кавказу для новичков
Весь СКФО за один отпуск. Грандиозный гид по самым главным достопримечательностям Кавказа
Топ самых фотогеничных мест Северного Кавказа
От Сулака до Кольца. Составили для вас список мест в СКФО, где непременно надо сфотографироваться
Кавказ согреет. 7 термальных источников для зимнего отдыха
От древних легенд до современных SPA-процедур. Рассказываем, где на Северном Кавказе можно круглый год купаться под открытым небом
Северный Кавказ: какие регионы входят, как добраться и что посмотреть туристу
Подробный гид по Северо-Кавказскому федеральному округу к 16-й годовщине его образования
120 лет стойкости и любви
Яха Хашагова жила и при царской власти, и в СССР. Сегодня 120-летняя женщина из чеченского села Алхазурово является старейшей жительницей России и мира. Последнее осталось подтвердить документально
Локальные бренды и K-pop. Как Северный Кавказ меняет маркетплейсы
Маркетплейсы инвестируют в логистику, продавцы приходят и уходят, а покупатели ищут на площадках товары с Северного Кавказа. Разбираемся, что покупают туристы, побывавшие в регионе, а что — местные
Полная версия