«А мы думали, что в Дагестане только борцы хороши», — удивился мужчина, наблюдая, как график Магомед Даудов рисует портрет горянки на мастер-классе на выставке дагестанского искусства «Многообразие красок Кавказа». Выставка открылась в Российском этнографическом музее Санкт-Петербурга — посетители увидят более 70 изобразительных и декоративно-прикладных экспонатов.
«Многообразие красок Кавказа» не просто выставка — это многолетний проект. В 2013 году директор Музея-заповедника «Дагестанский аул» Зумруд Сулейманова решила, что музей не должен ждать посетителей — надо до них дойти.
— Да, мы, как художники-передвижники XIX века, стали ездить по городам с той же целью — просвещение, популяризация самобытного искусства Дагестана, — говорит она.
Сначала объехали Дагестан, потом — города Северного Кавказа, были в Москве, а в Петербурге — уже во второй раз. Но это не значит, что тем, кто побывал на «Многообразии красок» в прошлом году в Доме национальностей, сейчас будет неинтересно: экспозиция постоянно обновляется. Слово «многообразие» в названии проекта не случайно: музей старается подбирать экспонаты разных стилей, направлений, представляет художников разных поколений. Изобразительное искусство соседствует с декоративно-прикладным — оружие, керамические и ювелирные изделия, традиционные женские костюмы, резьба по камню.
— Надо видеть лица посетителей, которые узнают, что в нашей республике 40 народностей — и у всех разные языки, традиции, ремесла, — рассказывает Зумруд Сулейманова. — Вообще, очень радует реакция людей — искренняя радость, удивление, интерес.
Разворачивая выставку в очередном городе, музейщики всегда стараются привлекать местных художников. В экспозиции есть картины петербуржских дагестанцев — Арсена Кардашова, Октая Алирзаева и Сакинат Исмаиловой.
Работы отбирают в зависимости от тематики выставки. Эта посвящена столетию Дагестанской АССР, акцент сделали на этнографической составляющей.
— Все экспонаты — от реалистичной графики до живописной абстракции — объединены темой и общим эмоциональным настроем, в основе которого — любовь авторов к родному краю, его историческим корням, духовному наследию, — объясняет директор музея.
В этот раз из-за пандемии коронавируса не смогли организовать дефиле моделей в национальных костюмах и украшениях — шоу всегда привлекает зрителей.
— Мы очень рады, что Российский этнографический музей сотрудничает с нами: у них большие коллекции, посвященные Дагестану, — говорит Зумруд Сулейманова. — Например, самая большая коллекция кайтагской вышивки в России. Жаль, что до сих пор в музее нет отдела, посвященного культуре народов Северного Кавказа. Речь об открытии идет очень давно, надеемся, скоро наша мечта осуществится.
Один из участников выставки, художник Октай Алирзаев — представитель ленинградской школы живописи, живет и работает в Петербурге. Дагестанских художников в городе немало — они объединились в группу «Открытая ладонь».
На выставке в этнографическом музее представлена работа художника из серии «Камни предков». Она посвящена заброшенным селам Дагестана.
— Я каждый год бываю в таких селах — фотографирую уходящую натуру, делаю эскизы, — говорит Октай Алирзаев. — Они есть в каждом горном районе Дагестана, и это наша боль. Но до чего они живописны! Эстетика полуразрушенных домов, башен, крепостных стен всегда привлекала зрителей.
Фактура камня, дерева — естественных материалов, из которых были сложены строения, -становится способом выражения эмоций художника.
— Эти руины окружены невероятными дагестанскими горами, от которых захватывает дух. Парадоксальное сочетание грандиозности, вечности природы и конечности человеческой жизни. Сейчас по этим руинам охотно гуляют туристы, фотографируются, восхищаются. Есть и другой отрадный факт: если в советское время людей из труднодоступных мест переселяли на равнину, то сейчас некоторые возвращаются — села оживают.
Ювелир Арслан Айсакадиев представляет на выставке декоративно-прикладное искусство Дагестана.
— Этника меня вдохновляет, она глубоко во мне сидит. Вот, например, тавка — это старинная амулетница, — показывает он. — Она открывалась, внутри был оберег. Это точная копия настоящей, просто несколько уменьшенная, чтобы можно было носить как подвеску. А это копия старинных аварских браслета и колец «Закаталь» — такие украшения надевали на свадьбу, на каждом пальце должно было быть по кольцу.
Представлена и серия головных уборов чохто с украшениями — так ходили женщины в старину. Девушки могли надевать цветные чохто, изящно украшенные, у замужних женщин они, как правило, были попроще, а у пожилых — черные.
— Подражание традициям и собственное творчество переплетаются так, что не отделить. Я занимаюсь реставрацией старинных ювелирных изделий, и вот эта птичка с хохолком, которую я посадил в височные кольца, часто встречается у разных национальностей — то ли павлин, то ли удод. Да, это традиционный элемент, но само украшение — мое, авторское, — рассказывает ювелир.
Иногда источником вдохновения для него становится архитектура прошлого: в подвеске и серьгах «Древний Дербент» Арслан Айсакадиев воплотил древнейшие ворота Орта-капы в крепости Нарын-кала. Или нагрудное украшение «Восток» и серьги «Восточные мотивы» - это художественное решение мастера, но основано оно на культурных пластах Востока, Азии, которые проникали в Дагестан вместе с караванами Шелкового пути. А в даргинских серьгах «Дарго» прослеживаются византийские мотивы.
— Но я не ориентируюсь только на этнику, — говорит ювелир. — Я работаю в разных направлениях. Вот эта корона, например, была сделана на жеребьевку чемпионата мира 2018 года. В ней девушки встречали знаменитых футболистов — Пеле, Симоняна, Марадону, Роналдо. Заказчики не выдвигали никаких требований, доверившись моему вкусу, и я выполнил коллекцию в русле современных ювелирных тенденций.
Художник-график Магомед Даудов участвует в «Многообразии красок» с самого начала проекта — с 2013 года.
— Мои графические работы — это рассказ, — говорит он. — Подробный, детальный, этнографически правдивый. Вопрос, как не превратить искусство в ремесло, штампуя ширпотреб — бесконечные горы, орлов, аксакалов в папахах? Художественное искусство, на мой взгляд, когда что-то новое и актуальное выявляется в давно известных вещах — в тех же горах, горянках с кувшинами — благодаря углу зрения, композиции, идее, новой технике. Художник — человек со сформировавшимися философией и мировоззрением. Он знает, что делает, и может ответить за это.
Магомед Даудов считает, что ему повезло с учителем. Работы художника Юсупа Ханмагомедова тоже представлены на выставке в Санкт-Петербурге.
— А вообще, такого множества разноплановых мастеров, как в Дагестане, нет ни в одной республике Северного Кавказа, — говорит график. — Несмотря на разность техник, практически во всех картинах вы обнаружите этнические нотки, даже там, где не ожидали, например, в абстрактных картинах — в текстурах, в орнаментальном или в каллиграфическом характере письма.