Осетинский скульптор Олег Цхурбаев живет и работает в Москве, но его творчество хорошо известно ценителям искусства в родной Осетии. А вот познакомиться с произведениями супруги скульптора — художницы и педагога Елены Пономаренко — и их сына, студента Московского художественного института им. Сурикова Ильи Цхурбаева, жителям Владикавказа выпала возможность только сейчас. Здесь, в Северо-Кавказском филиале музея имени Пушкина, открылась выставка «Семейный портрет в интерьере. Цхурбаевы».
Драматургически выстроенная экспозиция не только знакомит с произведениями трех авторов, но и рассказывает о невидимом зрителю творческом процессе, который пронизывает быт уникальной семьи. Художественным символом и точкой отсчета в экспозиции является стол, который Цхурбаевы привезли во Владикавказ из мастерской в Москве. Рядом с ним можно лично познакомиться с художниками — на видеопортретах режиссера Александры Лихачевой Олег, Елена и Илья рассказывают о себе и своем творчестве.
Идея сделать семейную выставку пришла в голову директору Северо-Кавказского филиала Пушкинского музея Галине Тебиевой — и семья художников ее с энтузиазмом поддержала.
— Концепция выставки рождалась постепенно. Нам помогли вопросы, которые часто задают студенты, друзья и зрители. Им интересно, как мы живем и работаем друг с другом. Как взаимодействуем, как творим под одной крышей? И вот эти вопросы помогли отрефлексировать: «А как все рождается?» - рассказывает Елена Пономаренко.
Художница представила на выставке проект «Римский дневник» — путевые заметки и зарисовки из путешествий по Риму. Образ вечного города здесь — тоже про семью.
— Древний Рим подарил нам понимание семьи как сочетания мужества, силы, справедливости и умеренности. А христианство дополнило эти категории любовью, верой и надеждой — это является пониманием семьи, которым мы располагаем сегодня, — объясняет Елена.
Помимо «Римского дневника» в экспозиции Елены представлен графический триптих, вдохновленный Данте.
— Помню, меня поразила графичность, красота и сумрачность зимнего парка. В тот период мы с учениками изучали Данте, и этот пейзаж соединился для меня с текстами «Божественной комедии».
И конечно, на выставке есть работы, вдохновленные не только культурой Италии, но и Осетии. Триптих «Суета сует» — оммаж осетинской культуре.
— Это то, что всегда потрясает в Осетии: горы, камни, склепы, символизирующие вечность, которая нависает над нашей суетностью бытия. Этой работой мне хотелось выразить свою любовь к этой земле.
Любовью к родной земле и культуре пропитаны и произведения Олега Цхурбаева: скифские воины, охотники и танцоры в национальных костюмах, голова великана Бола Канукова, бюст Илу — соседа скульптора с Осетинской слободки. Представлен здесь и проект памятника филологу Васо Абаеву — эскиз Олега Цхурбаева стал лауреатом республиканского конкурса. Скульптор уже лепит фигуру ученого в размере, только вот с местом для памятника власти пока так и не определились.
— Три главные вещи в памятнике Васо Абаеву — это фигура самого Васо, стилизованная книга, на которой будет написан текст ученого на осетинском языке (обращение к молодежи), и орел — символ души, улетающей в вечность, — рассказывает скульптор.
На вопрос, долго ли думал мастер, как лепить ученого — реалистически или в своей уникальной манере, Олег отвечает:
— Создавая чисто творческую вещь для выставочного зала, я могу сделать все, что угодно. Но стилизовать Васо Абаева я не буду, потому что тогда это будет не Васо, а это буду я. Я считаю, что это должен быть его портрет. Безусловно, я буду передавать его состояние, характер, движение. Но это будет его характер, а не мой.
Рядом с эскизами памятника Васо Абаеву — голова известного в Осетии великана Бола Канукова, циркового борца-профессионала начала XX века, рост которого был два метра двадцать четыре сантиметра, а вес — более двухсот килограммов.
Скульптор рассказывает, что в юности сам занимался борьбой. О Казбек-горе — так называли силача — он узнал из книги о великих борцах Осетии.
— Давным-давно я вычитал, какой был размер подбородка у Бола. И решил высчитать реальный размер его головы. Так вот, эта голова, по моим подсчетам, соответствует размеру головы Бола.
Интересная история и у работы «Счастливый Илу» — фаворита среди зрителей.
— Илу, Илья, жил на нашей улице — на Кутузова. У него была легкая форма синдрома Дауна. Я часто видел его по пути в художественное училище, — вспоминает Олег. — Илу был всегда аккуратно одет, чисто выбрит, выйдет рано утром, подметет двор около дома, потом садится на лавочке возле ворот, смотрит на солнце и счастливо улыбается. Как-то в очередной раз, когда я проходил мимо, то подумал: «А он же счастлив». Мы куда-то все бежим, суетимся, а он просто сидит под солнцем, и ему хорошо…
Рядом со счастливым Илу на выставке пытается взлететь Икар — любимая работа Ильи Цхурбаева, сына Олега. Молодой автор еще учится в Суриковском институте. Рассказывает, что стать художником родители ему не предлагали, но и отговаривать не стали — все получилось само собой.
Каждое лето Илья приезжает в Осетию и живет в горах в Куртатинском ущелье. Эта любовь видна в его творчестве — на выставке представлено несколько работ с горными пейзажами, причем не традиционными, а скорее очень личностными. Сам же Илья не любит говорить о своем творчестве пафосно и признается, что пока для него важно написать красиво.
— Вряд ли я скажу в искусстве что-то новое. Все уже рассказано, и все сделано. Можно только интерпретировать темы по-своему. Да и мне всего 22 года, и я пока не готов говорить что-то обществу.
Однако мастерство молодого художника, чувство цвета и умение рассказывать истории, привлекает зрителей, которые подолгу рассматривают картины Ильи.
Совместная выставка, по словам Елены, не только помогла каждому из членов семьи посмотреть на свое творчество и совместную жизнь со стороны, но и получилась невероятно актуальной в текущий момент, так как именно семья — это «корни», которые позволяют человеку крепко держаться на земле в трудные минуты.
Выставка продлится до 28 июня.