Основатели лейбла «ЖЭСТ» из Нальчика начинали с поиска и издания нетривиальной музыки Северного Кавказа, а теперь продвигают собственные проекты на российской сцене. При этом творчество ребят и издательская деятельность сосуществуют параллельно с основной профессией: за лейблом стоят стоматолог, бариста и сотрудник образовательного центра. О музыке, бизнесе и подопечных рассказал один из создателей лейбла — врач Амар Абазов.
— Музыкального образования у меня нет. Я барабанщик-самоучка. Когда мне было лет 12, начал сочинять простые композиции в стиле, приближенном к биг-бит и брейк-бит, записывать на кассеты и раздавать одноклассникам. В 2004 году, когда учился на первом курсе, собрал рэп-группу «The Жэст». Она объединяла ребят из разных рэп-коллективов Нальчика, на себя взял роль битмейкера. В то время рэп был аутсайдерской музыкой, было проблематично донести ее до слушателя. Мы собрались в одну коалицию и начали организовывать концерты и фестивали: андеграунд всегда найдет выход.
«The Жэст» просуществовала два года, но мы успели завершить работу над альбомом в 2006-м. Его я и выпустил в апреле 21-го на всех цифровых площадках, после чего пришла идея создать лейбл. Сооснователей в нем трое: я, моя супруга Ирина (она вокалистка, работает в центре выявления и поддержки одаренных детей в области искусства, спорта, образования и науки) и Рустам Хапов, гитарист и по совместительству бариста. Много лет мы c Рустамом выступали вместе в группе «Awake For Life» - первой дэткор-группе на Кавказе, катались по всем фестивалям юга России и были саппорт-командой на концертах именитых артистов этого жанра. В 20-м после года работы над новым материалом решили заморозить проект: поняли, что для этих идей нужно подготовить почву, и ушли в работу над лейблом.
У нас есть репетиционная база, где можно делать студийные записи, в том числе молодых музыкантов. К сожалению, многие из них зацикливаются на том, что видят в мейнстримовых подборках на цифровых музыкальных площадках, но в гонке за трендами ребята теряют индивидуальность. Мы стараемся выявить трудолюбивых, делимся опытом и рассказываем об альтернативных вариантах развития творческого потенциала.
— «Кейкиперз» — рэп-проект лейбла, который родился именно так. Темиркан Карамурзов просто пришел к нам записать свои треки. Прослушав его материал, я понял, что у него необычное, совсем нестандартное для южного рэпа звучание. Аудиозапись получалась обыденной, но я был восхищен его трудолюбием и предложил: «Давай-ка, я сяду за барабаны, а ты читай под ударные». К нам присоединился еще один музыкант — Камбулат Карамурзов, который сочинял инструментальные подложки и сводил записанный материал, выступая в роли звукорежиссера. Эксперименты продолжались и дальше. Камбулат сел за ударные, а я — за перкуссионную установку и на бэк-вокал. Проект получился достаточно интересным, он хорошо звучит и на рэп-, и на нойз-сцене — мы выступили с ним во Владикавказе и Нальчике.
Skogur — соло-проект Рустама Хапова. Это выражение мыслей и чувств посредством мрачных риффов и динамических контрастов. Осенью 2021 года Рустам удачно выступил на Moscow Music Week в шоукейсе «Рихтерфеста» — фестивале джазовой импровизационной музыки.
В третьем проекте, который намерены продвигать, но которому пока не дали названия, занят состав сооснователей лейбла. Играем что-то между инди-роком и блэк-гейзом. Еще есть четвертый проект в стиле дроун/сладж-металл, на который нас подвиг хороший друг — он живет в Москве и прилетает на репетиции. Все эти проекты объединены общей идеей, перекликаются друг с другом. Можно сказать, это один музыкальный фильм.
Недавно к лейблу присоединились нальчанки Лена Милосердова и Дина Кан, а также проект «Ма Гак Па» из Хабаровска. Кроме того, «ЖЭСТ» собирает, коллекционирует музыку. Мы связываемся со всеми, кто когда-либо что-то делал в Нальчике и на юге России, но не издавался. Просто выпускаем материал, но не перезаписываем его: нам важно сохранить дух времени, в котором творили музыканты.
— Гордимся тем, что в сентябре 21-го нам удалось запустить проект «ЖЭСТ event», в рамках которого мы приглашаем музыкантов в Нальчик. Сотрудничество с Денисом Алексеевым, одним из организаторов музыкальных туров, помогло привлечь артистов нойз-сцены: команды «Союз Озверелых» из Омска, Rape Tape из Хабаровска и Irhagar из Улан-Удэ.
«ЖЭСТ» многих собирает вокруг себя, в том числе другие лейблы. Мы объединились с TRILLA Records, одним из самых ярких пятен в истории южного рэпа 10-х годов. Лейбл представляют такие артисты, как «СКВО», Narayan Fam, «Эксцесс Исполнителя», «Бетик СКВО», «Шарлатаника». Группа mogoop, — свежая кровь лейбла, которая не дает забыть об особенном, «трушном», южном рэпе. Также к нам присоединились москвичи «КУ-КУ records», в 22-м планируем издавать и их релизы.
Мы ведем переговоры с двумя лейблами из Владикавказа и одним из Махачкалы: есть идея создать централизованную площадку для андерграунд-исполнителей Северного Кавказа, продвигать ее и тем самым развивать музыкальный вкус слушателей. Для выступлений на крупных площадках за пределами региона нужны связи с медиа-пространством: музыкантами, журналистами, организаторами, поэтому приглашаем к нам букинг-агенства и группы из других городов.
— Сама по себе цифровая дистрибуция ничего не меняет: чтобы просто выложить треки на стриминги, лейбл не нужен. Да, мы есть в Spotify и Apple Store, но это не панацея. Нужны настоящие эмоции, живая публика и рекомендации профессионалов.
Мы находимся на старте и, как и многие лейблы, часто ставим своих музыкантов в не комфортную среду. Проект Skogur, например, совсем не относится к экспериментальной музыке. Однако он оказался на фри-джазовой сцене, потому что просто появилась такая возможность. Выступать не на своей сцене по-своему классно — это позволяет получить новый опыт, закаляет.
Хотя базируемся в СКФО, не позиционируем себя как представителей кавказской творческой общности. Есть те, кто десятилетиями трудится в этом направлении и создает бесценные работы. Мы пытаемся расширить рамки и показать, насколько многогранен и уникален Кавказ. Репетируем каждый день и в следующем году планируем заявить о себе на крупных фестивалях России.
Работа в лейбле для нас очень важна и ценна, мы не рассматриваем ее ни как хобби, ни как бизнес. Нам интересно заниматься творчеством: создавать и узнавать что-то новое, делиться этим с окружающими. Хотим, чтобы общество научилось видеть и ценить настоящее искусство и кропотливый труд музыкантов. Делаем все, что в наших силах, а что из этого выйдет, покажет время.