Недавно в Минеральных водах прошел «Форум туристических территорий», где в центре внимания оказалась тема IT-решений. На Ставрополье в последние 5 лет активно внедряют цифровые продукты. Теперь здесь появился и свой маркетплейс.
В 2020 году в Железноводске для туристов установили сенсорные интерактивные устройства с картами и информацией об отелях, кафе и магазинах. В 2021 году 33 города и округа Ставрополья запустили сайты «Умный город» с набором функций в разных отраслях, а на курорте Железноводск на основе той же платформы создали приложение для туристов «Гид по Железноводску».
В 2024 году в Ессентуках установили «говорящие» селфи-киоски с известными персонажами, связанными с местными достопримечательностями. Туристы делают снимки на встроенную в устройство камеру и знакомятся с историей и культурой курорта. За первые несколько дней технические специалисты зафиксировали 5 тысяч кликов по экранам новых устройств.
У курортов Ставрополья за последние несколько лет появились официальные туристические порталы с онлайн-турами и аудиогидами для смартфонов по десяткам достопримечательностей. А энтузиасты-путешественники создали приложение Stavtravel, где опубликовали маршруты и достопримечательности Ставропольского края, которые проверили лично.
Цифровизация курортов идет полным ходом, и в сентябре 2024 года в Минэке Ставрополья заявили о планах разработать региональный маркетплейс. Его задача — продвижение продукции местных производителей, в том числе и среди туристов. Тем временем на КМВ предприниматели уже создали подобное приложение.
В разгар пандемии, когда посещение кафе и ресторанов оказалось под запретом, у пятигорских предпринимателей появилась идея — приложение, в котором горожане могут листать меню, делать заказы и писать сообщения заведениям напрямую. Так небольшое кафе без своего сайта получает «витрину» и коммуникацию с клиентом.
Когда коронавирусные ограничения сняли, приложение стали адаптировать под туристический потенциал Кавминвод. По словам директора компании-разработчика Ольги Трипольской, приложение продвигает регион в гастрономическом направлении — знакомит туристов с разнообразием местной кухни.
«Пока мы выбрали нишу общепита, но в будущем хотим видеть на площадке местных производителей и продавцов товаров. У нас в крае много крестьянско-фермерских хозяйств — это местная продукция, которую нужно продвигать. И, к примеру, цветочные магазины, которым невыгодно иметь собственный сайт, тратиться на рекламу», — объясняет Ольга Трипольская.
Пользователь может ознакомиться с меню кафе и ресторана, увидеть товары и цены магазина обуви или цветов, сделать заказ через приложение или позвонить в заведение.
А владелец бизнеса в личном кабинете следит за показателями: видит количество выполненных заказов, пропущенных заявок, следит за ростом или падением спроса. Еще система умеет генерировать QR-меню, которое все чаще заменяет бумажный каталог в заведениях.
По данным разработчиков приложения на октябрь 2024 года, за месяц приложение посещают в среднем 58 тысяч пользователей, а регистрируется около 500 человек.
«Мы даем бизнесу возможность развиваться, потому что не взимаем процент с оборота. То есть со стороны приложения на товары нет наценки. При этом бизнес видит своего покупателя, может с ним общаться, собирать клиентскую базу», — рассказала директор компании-разработчика.
Если клиент позвонил в заведение через приложение, владелец сможет прослушать запись разговора в личном кабинете, чтобы оценить работу сотрудников.