Ростов — Грозный — Нальчик — Хушто-Сырт — Нальчик — вот по такому маршруту проехала автостопом наша героиня, вооруженная камерой. Агата учится на операторском факультете ВГИКа, и ее поездка — не просто путешествие: возможно, оно поможет ей в подготовке дипломной работы или даже приведет на фестиваль документального кино. Но пока она решила просто повторить путь своей подруги Оксаны. Годом ранее Оксана Быкова из Санкт-Петербурга и Виолетта Дягилева из Нальчика совершили турне по республикам СКФО автостопом. Оксане настолько полюбился Кавказ, что она решила остаться и сейчас вместе с Виолеттой работает в сельской школе в Чечне.
— Агата, ты снимаешь фильм, как едешь автостопом по Кавказу. Как возникла эта идея? Что лежит в основе истории? И когда можно будет увидеть результат?
— Год назад Оксана приехала сюда автостопом и осталась. Мне эта тема показалась очень интересной, и я решила снять кино. И вот мы с Оксаной в дороге. В Австралии есть такое понятие — тропа песен. Его смысл в том, что человек должен услышать свою тропу, как песню, как мелодию. И поверить ей, если слышит. Она поверила. Она не знала, что найдет на этом пути. Наверное, когда-нибудь этот этап ее жизни закончится и она поедет дальше.
Возникновение идеи, ее развитие — вот об этом мой фильм. Так что пересказать сюжет не смогу, да это и неправильно. Проект будет состоять из четырех частей. Здесь мы отсняли очень быстро и легко. Я понимаю, что остальное займет больше времени. Поэтому никаких прогнозов.
— Как много вы проехали на сегодня?
— Не очень много. От Ростова мы доехали до Чечни, чтобы немного поснимать, набрать кадров. И самое главное — сделали большое интервью, зачем мы отправляемся в дорогу, что можно найти в дороге и с каким настроением нужно ехать. Затем от Грозного проехали автостопом до Нальчика, оттуда добрались до села Хушто-Сырт — это в Чегемском районе Кабардино-Балкарии. Снова вернулись в Нальчик, и отсюда планируем разъехаться по домам: я в Москву, Оксана в Чечню.
— Что еще будете снимать на Кавказе?
— На Кавказе, я думаю, снимать уже не будем. Остановимся на Кабардино-Балкарии. Но я бы хотела вернуться сюда, поработать со скульптурой. Конечно, это история на вырост, поэтому пока не хотелось бы слишком много распространяться об этих планах. Возможно, через какое-то время ты скажешь: «Помните ту девочку, которая снимала про ту девочку, которая ездила по Кавказу автостопом и осталась? Вот теперь и она осталась».
— Насколько велика разница между людьми, которые подбирают тебя в разных частях страны? Можно ли сказать, что где-то люди доверчивее, легче берут пассажиров?
— Разница на дороге, вообще, очень большая. И дело вовсе не в географии. Есть люди, которые подбирают, есть люди, которые не подбирают. И подбирают совсем разные. Несколько раз это были настолько дорогие машины и непростые люди, что понимаешь: никогда бы в жизни ты с ними не встретился, слишком разные классы, уровень жизни, всё разное. Бывают простые работяги, с ними тоже не так-то легко познакомиться в городе. Здесь нельзя обобщать.
— Легко ли было поймать машину в Нальчике, чтобы уехать в Хушто-Сырт? Честно говоря, сама идея кажется немного нереальной.
— Да это в принципе смешное расстояние. Что такое 30 километров? Как можно обсуждать 30 километров автостопом? Просто встала, вышла и поехала. Если у тебя есть свободный час, могу продемонстрировать, как легко можно заехать куда угодно. Мы с Оксаной стояли не больше пяти минут каждый раз.
— Какие впечатления от Кабардино-Балкарии?
— Мне очень понравился Нальчик. Я не ожидала, что он будет такой зеленый, приветливый. А Атажукинский парк вообще безумно красив. В Чегемском ущелье тоже очень понравилось. Правда, сами водопады нам помешала увидеть вся эта застройка. Я не умею отвлекаться от такого количества людей и любоваться природой. Хотя там есть чем любоваться. И с погодой нам очень повезло: недавно был снег, и он очень живописно лежал. Мы прошли чуть выше, туда, где были камни и уже не было людей. И вот там смогли в полной мере насладиться природой, тишиной, красотой. А когда нас отвезли еще выше — к белой глине, я была в полном восторге. Именно эта глина навела меня на мысли о занятиях скульптурой.
— Решиться на поездку автостопом, наверное, сложно. Что должно произойти, какой рычажок переключиться, чтобы ты не пошла за билетом на поезд или самолет, а отправилась «на авось»?
— Поездка автостопом — это своего рода встреча с собой. Автостоп помогает понять о себе что-то, что в городе, в обычной жизни не поймешь. Дело не в какой-то экономии. Даже если у меня есть деньги, я могу поехать на попутках, чтобы выйти за собственные границы, мне не нужен рейсовый автобус по жизни. Мне не нужно ничего ждать, не нужно ничего со стороны, чтобы принимать свои внутренние решения. Когда-то в детстве мне рассказали, что мир устроен вот так: есть работа, институты, школы. Жизнь можно прожить вот так. Из этого «вот так» ты можешь выбрать какие-то варианты. А потом мне стало тесно в таком мироустройстве, показалось, что есть что-то еще. Я уезжаю именно за этим «что-то еще». Автостоп — всего лишь средство, способ открыть свое сердце.
Для меня документальное кино — тоже своего рода автостоп. Я вкладываю собственные ресурсы, средства, делаю этот фильм.
— Ты коснулась темы экономии. Это действительно настолько экономно и почти бесплатно, как кажется со стороны?
— Если гнаться за дешевизной, гораздо проще найти какой-то чип-трип. Это, бесспорно, будет выгоднее, приятнее, комфортнее. Я еду не за дешевизной. Автостоп совсем не про деньги. Он про доверие. Может, это прозвучит эгоистично, но мы с Оксаной все время понимали, что если не подберет этот, то мы просто постоим еще пять минут и нас подберет следующий. Если мы заблудимся, будем стоять на улице и плакать, кто-нибудь обязательно нам поможет. И даже если не получится заночевать там, где нам обещали, мы всего лишь будем плакать еще громче, и обязательно найдется тот, кто захочет помочь. Дело не в том, что мы таким образом пользуемся кем-то. Просто мы открыты для мира, и он открывается тоже. Мы верим, что люди добры, и они относятся к нам именно так — по-доброму. А на Кавказе они не просто добры, они как-то даже нереально гостеприимны, все время стараются тебе помочь, накормить.
Например, Музариф, у которого мы остановились. Я никогда не встречала таких людей. Мне кажется, он готов принять любого так же, как принял нас. Возить, рассказывать, показывать! Причем поначалу он ведь даже не понял, кто мы и откуда взялись у его порога, но все равно был готов все для нас сделать.
— Как далеко ты забиралась автостопом?
— Самое большое мое путешествие — это когда мы с попутчиком доехали из Гонконга до Казахстана через Тибет. Мы проехали шесть тысяч километров.
— Есть какой-то обязательный минимум вещей для тех, кто решил заняться автостопом?
— Я-то вообще не стопщик, я так… Но знаю главное: никогда нельзя стопить без рюкзака. В этом случае ты подаешь неправильный сигнал. А вот содержимое этого рюкзака… Я сначала собираю камеру, флэшечки, зарядки, аккумуляторы, микрофоны, свет, а потом в последний момент понимаю, что даже элементарную зубную щетку не положила. К тому же обычно у меня бывает минут пять на сборы, до этого все занимаюсь чем-то другим.
На самом деле, главное — выбор попутчика. С Оксаной нам было очень легко: вероятно, мы с ней похожи. Иногда дорога открывает в тебе такие вещи, с какими непросто сжиться. И в твоем попутчике тоже. Важно не привязываться друг к другу, понимать, что это просто небольшой этап, на котором вам по пути. Если вы друг другу надоели, можно разойтись на пару дней, пожить в разных местах. И потом опять встретиться, если хочется. Или не встретиться.
— Как отнеслись твои знакомые к тому, что ты собралась на Кавказ?
— По-разному. Но не думаю, что кто-то сильно удивился. Мне кажется, они уже привыкли к моим проектам и внезапным поездкам куда угодно.
— Наверняка когда вернешься, будут расспросы, что здесь да как. Что будешь рассказывать?
— В первую очередь скажу, что Кавказ весь цветет. И что здесь очень хорошо!
Фото: из личного архива Агаты Будённой