Научный подход
Авторские методики и три принципа врача. История хирурга-онколога из Владикавказа
27 января, 2025
Доктор Заурбек Тотиков из Северной Осетии берется за самые сложные случаи, от которых отказались коллеги. Об открытиях, правилах и успехе — в искреннем интервью

Хирург, онколог, колопроктолог, доктор медицинских наук, профессор кафедры хирургических болезней Северо-Осетинской государственной медицинской академии — все это про Заурбека Тотикова. На протяжении 20 лет он спасает жизни тяжело больных в родной Северной Осетии, совмещая практику в Республиканской клинической больнице скорой медицинской помощи и больнице СОГМА с педагогической и научной деятельностью.

Заурбек Тотиков был удостоен первой премии Главы РСО-Алания в области науки и техники для молодых ученых, а затем стал единственным в СКФО дважды стипендиатом Президента России за перспективные научные исследования. Тотиков лауреат I Всероссийского конкурса «Лучший молодой ученый» в области медицины.

10-килограммовая опухоль

Что самое сложное в вашей работе?

— Наша кафедра находится на базе Республиканской клинической больницы скорой помощи, поэтому наряду с плановой занимаемся экстренной хирургией, и очень часто случаются нестандартные, сложные ситуации, которые не прописаны ни в одном учебнике или статье.

К тому же индивидуальные анатомические особенности организма, сопутствующие заболевания у всех разные, и не всегда хрестоматийные знания помогут. Хирург должен принять единственно верное решение ради спасения жизни пациента в ситуации, даже когда время ограничено, и он несмотря на профессиональный опыт впервые видит такой случай. Здесь уже приходится опираться на свои собственные знания, интуицию.

Можете вспомнить сложный случай из практики?

— Их очень много. Например, у пациента с весом 60 кг мы удаляли огромную, 10-килограммовую опухоль. Она занимала практически все забрюшинное пространство и очень близко располагалась к жизненно важным органам, структурам, крупным сосудам, аорте. В центральных клиниках ему отказали в операции из-за риска, что пациент ее или не перенесет, или у него разовьются осложнения.

Мы успешно его прооперировали, убрали эту опухоль и благополучно выписали пациента. Это было давно, просто запомнился этот случай. Тогда об этом даже писали в СМИ.

Знание, умение и желание

Почему вы стали врачом?

— С детства меня восхищала работа врачей, особенно хирургов. Она казалась самой важной. Может быть, потому что для меня примером во всем был отец, спасший тысячи жизней. Он известный в России и за рубежом ученый-хирург, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач России, Северной и Южной Осетии, главный хирург СКФО.

Видя его отношение к профессии, к больным, к жизни, наконец, к себе, я многому у него научился и продолжаю учиться. При этом родители не пытались напрямую влиять на выбор моей профессии. Единственное, о чем я слышал от них с детства — в любом деле человек должен быть грамотным высококвалифицированным специалистом.

Что вообще важно для хорошего доктора?

— Любой врач обязан знать основы медицинской науки и практики, уметь распознать болезнь и найти лучший способ лечения. Для этого необходимо постоянно работать над собой, повышать квалификацию, приобретать новые знания и навыки. Но и этого недостаточно, потому что врач — это не совсем профессия, скорее это образ жизни. Главное, что необходимо медику, как бы высокопарно не звучало — любовь к людям, потому что привыкнуть к страданию и боли пациентов невозможно.

Авторские методики

Заурбек, вы автор более 450 научных работ, в том числе 5 монографий. У вас 20 патентов на изобретения. Что вы изменили в своей сфере?

— Патенты относятся к разным областям хирургии и онкологии. Одно из ключевых направлений нашей деятельности — это осложненный колоректальный рак (рак толстой кишки). Это достаточно серьезная и распространенная проблема во всем мире.

Из года в год количество больных раком толстой кишки увеличивается, и, соответственно, растет число осложненных форм. Мы разработали новую лечебно-диагностическую программу, новые способы оперативных вмешательств.

Применение наших методик снижает количество послеоперационных осложнений и позволяет расширить круг пациентов, которых можно радикально оперировать. А значит, у них появляется шанс на полное выздоровление.

Эти методы используете только вы?

— Нет, они уже внедрены во многих клиниках. Наши подходы, многие тактические аспекты лечения, например, пациентов с острой опухолевой кишечной непроходимостью, вошли в федеральные клинические рекомендации. Мы активно публикуемся, выступаем с докладами на самых крупных медицинских форумах в России и за рубежом.

Если в цифрах, каких результатов вы добились?

— Если в среднем по России после операций по поводу острой опухолевой толстокишечной непроходимости погибает примерно 15−25% пациентов, то использование наших методик позволило сократить количество послеоперационных осложнений и, следовательно, летальность до 5%, а также достоверно улучшить отдаленные результаты лечения.

Например, при таком заболевании как спаечная кишечная непроходимость в нашей стране и во многих странах мира оперируется 60−80% больных, нам удалось сократить число операций до 12−14%. То есть в большинстве случаев разрешать непроходимость консервативно, не прибегая к хирургическому вмешательству. Существенных успехов удалось добиться при лечении заворота сигмовидной кишки, тотального пролапса тазового дна, огнестрельных ранений толстой кишки и многих других заболеваний.

Медицина в Северной Осетии

В вашей сфере остались случаи, когда пациента нужно отправить в Москву или другой город?

— На самом деле мы уже долгие годы не отправляем на иногороднее лечение больных по направлениям, которыми сами занимаемся. Это абдоминальная, колоректальная хирургия и онкология. Но к нам регулярно приезжают пациенты на консультации и проведение операций из других регионов СКФО и России.

О достаточно высокой подготовке наших хирургов говорит и тот факт, что уровень оказания хирургической помощи населению был отмечен профильной комиссией Минздрава России как один из лучших в стране. Среди регионов страны по итогам прошлого года мы занимаем почетное 7 место.

Вы несколько раз были на стажировке в Германии. Чем там занимались?

— По специальной международной стипендии DAAD (Немецкое общество академических обменов) для молодых специалистов я стажировался в клинике общей хирургии и трансплантологии Медицинской высшей школы Ганновера в Германии. Под руководством известных европейских специалистов я участвовал в сложных операциях.

Затем выиграл международный грант на годовую стажировку в клинике общей хирургии университета Дюссельдорфа. Параллельно с участием в высокотехнологичных операциях на органах брюшной полости проводил научные исследования, результаты которых изложил на конференциях в Германии, Австрии, Швейцарии, Нидерландах, Франции.

И все, чему там научились, используете на родине?

— В современном хирургическом обществе принято обмениваться опытом, насущными отраслевыми трудностями. Поэтому учеба и работа в Германии, общение с коллегами из разных стран, выступления на международных конференциях позволили мне посмотреть на проблемы современной хирургии глазами немецких специалистов, и в последующем использовать приобретенный опыт на родине.

С вашей точки зрения, чего медицине региона не хватает?

— Думаю, что проблемы сферы в регионе и в целом по стране одни и те же: государственное финансирование развития медицины, то есть улучшение, обновление материально-технической базы лечебных учреждений, улучшение условий работы медицинского персонала. Необходимо, чтобы врач мог максимально сосредоточиться на своей профессиональной деятельности, не думая о материальном положении своей семьи, уверенно смотреть в завтрашний день.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
В Нальчик — за необычным контентом
Победители Всероссийского конкурса юных журналистов и блогеров «ЮНПРЕСС: о науке» отправились в медиаэкспедицию в КБР
Готовый маршрут по всему Северному Кавказу для новичков
Весь СКФО за один отпуск. Грандиозный гид по самым главным достопримечательностям Кавказа
Топ самых фотогеничных мест Северного Кавказа
От Сулака до Кольца. Составили для вас список мест в СКФО, где непременно надо сфотографироваться
Кавказ согреет. 7 термальных источников для зимнего отдыха
От древних легенд до современных SPA-процедур. Рассказываем, где на Северном Кавказе можно круглый год купаться под открытым небом
«Белая нефть» Кавказа. Как трое крепостных опередили прогресс, но остались за бортом истории
Они научились делать из нефти керосин, но не знали ценности бензина, подарили миру новую эпоху, но были забыты
Полная версия