Научный подход
Кардиолог-композитор? Хасан Бацигов пишет мелодии для каждого пациента и не гонится за блестками
13 августа, 2025
Один из самых титулованных кардиологов Чечни и всего Кавказа — о выборе профессии и о том, почему хороший врач никогда не станет богатым

К Актулаевичу

Когда в чеченском Республиканском клиническом госпитале ветеранов войн им. М. Т. Индербиева журналисты поднимаются на пятый этаж диагностического корпуса, все сразу все понимают. «Вы к Актулаевичу?» И это скорее утверждение, чем вопрос.

Кабинет у врача крошечный, и его там почти не застать — это рабочее пространство, а не личная крепость. На столе притулилась чашка с недопитым кофе.

В ответ на вопрос о выборе профессии доктор усмехается.

— Сказать «по глупости» — не поверите. Когда меня спрашивают, пойдут ли дети или внуки по моим стопам, я всегда отвечаю: «Династия врачей — это куча нищих в одной семье. Такая концентрация медиков на единицу площади — катастрофа».

К частным клиникам, где врачи могут заработать больше, отношение у Бацигова прохладное.

— В медицине есть своеобразная негласная иерархия. И она не про блестки в виде золотых букв на дверях. Мои регалии за 40 лет в медицине не поместились бы на двери, а там написано просто «заведующий отделением». Иерархия, о которой я говорю, в другом: я молчу, и все понимают тон моего молчания. Я не про себя, я в целом. Если человек профессионал, его молчание говорит больше, чем слова остальных.

Симфония сердца

Решение стать врачом Бацигов принял еще в восьмом классе. А «сердечное» направление выбрал после одной из лекций на четвертом курсе.

— Мне всегда была интересна логика и последовательность развития событий. Процессы, происходящие в сердце, и возможность влияния на них — как музыка: нажали эту клавишу — сработает так, нажали ту — иначе. В кардиологии на каждую патологию или неотложное состояние можно расписать свою мелодию в виде медикаментов, инструментального или других способов воздействия. Когда к нам поступает пациент, для него пишется отдельная мелодия. Если ты досконально в этом разбираешься, получается очень красиво. А я люблю работать красиво.

После окончания вуза Бацигов попал по распределению в медико-санитарную часть «Татнефти». В те годы как раз происходило становление сердечно-сосудистой службы Татарстана, и «Татнефть» обеспечила участвовавшим в этом процессе докторам стажировки по всему миру. Чтобы перенимали мировой опыт и внедряли его в Татарстане. Там же защитил диссертацию по инфаркту миокарда по данным своей клиники.

По одному SMS

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«Каждый раз, когда мы теряем пациента, я чувствую холод»
Чеченский хирург Тимур Индербиев сталкивался со смертью чаще, чем другие, но никогда не хотел уйти из медицины. Он не просто работает, учится и строит — он создает среду вокруг себя

В 2012 году Хасан Бацигов вернулся в Чечню. Опытного врача почти сразу назначили главным кардиологом республики. И здесь татарский опыт очень пригодился.

— Программу становления сердечно-сосудистой службы республики мы писали буквально «на коленке», без единого типового задания, специалистов. В итоге создали одну из самых успешных служб на юге страны. 10 лет назад мы начинали с единичных коронарографий, а сегодня ежегодно оперируем тысячи пациентов.

В Чечне три сосудистых центра, рассчитанных на 500 тысяч населения каждый. Если в каком-то из центров ломается оборудование или происходит сбой, его функции тут же перекидывают на другой.

— То есть другая клиника уже «тащит» миллион прикрепленного населения. Это все делается по одному SMS. Никаких приказов, ничего. Но при этом нужно понимать, какой масштабный процесс происходит.

Систему маршрутизации пациентов с острым коронарным синдромом Бацигов налаживал вместе с эндоваскулярным хирургом Тимуром Индербиевым. Об эффективности работы говорят цифры: за четыре года смертность от инфаркта миокарда в Чечне снизилась больше чем в два раза — с 29,3 человек на 100 тысяч населения до 11,3.

— В медицине наибольшее количество жизней спасено благодаря грамотной организации процесса, организационным технологиям. Медицинские технологии тоже имеют значение, но если пациент оперативно не попадает в то место, где ему могут оказать помощь по единому протоколу, результаты всегда ниже. Поэтому мы акцентировали внимание на организационных технологиях.

Не папа, а Хасан

Дочь Хасана Мадина Бацигова работает с ним в одной клинике, руководит региональным сосудистым центром.

— Когда я поступала на медицинский, Хасан спросил: «Ты точно хочешь быть врачом?». Я ответила: «Да». После первого семестра поняла, насколько сложно учиться, и засомневалась. Но он заявил: «Пути назад нет, ты свой выбор уже сделала».

В ответ на просьбу поговорить о папе она смеется:

—А у меня здесь нет папы, только заведующий отделением.

— Ну вообще, это довольно удобно, — улыбается отец. — Некому дежурить? Ты будешь. Что-то нужно сделать? Ты будешь. Наказать — тоже. Она и дома у нас такая была — все гвозди забивала, все шкафы ремонтировала.

Среда, а не комиссия

Как-то на прием к Бацигову пришел программист. Ушел он здоровым и с задачей вывести данные медицинских мониторов из палат прямо в ординаторскую. Теперь здесь звучит беззаботный смех, но все регулярно поглядывают на мониторы, где непрерывно бежит кривая электрокардиограммы.

В июне Хасану Бацигову присвоили звание «Заслуженный врач РФ». Его врачебный стаж — почти 40 лет. Но он продолжает учиться, ежегодно принимает участие в главной конференции кардиологов в Париже, является автором более 60 научных публикаций и соавтором книги «Внезапная сердечная смерть».

— Что заставляет учиться? То, что тебя окружают молодые ребята, которые не хотят учиться сами. Я всегда считал, что, если есть какая-то проблема, ее не решить приказами или созданием комиссий. Ее надо решать, создавая среду, формируя команду. Поэтому сегодня 130 кардиологов республики работают сообща.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
«Если ребенок не усвоит родной язык до восьми лет, то этот язык станет для него вторым»
Муса Овхадов — о том, что изучение родного языка может и должно быть интересным и приятным. А еще о количестве гласных звуков и главных членов предложения в чеченском
Трудности электронного перевода
Цифровизация языков Кавказа: насколько точен электронный перевод для кабардино-черкесского, карачаево-балкарского и осетинского?
Технология на запястье
Инновационная разработка врача и IT-специалиста из Грозного — умный браслет для людей с эпилепсией — скоро появится на рынке. Гаджет готовятся выпустить в Китае
Тайны дагестанской земли. Зачем археологи раскопали несколько гектаров земли в Дагестане и что там нашли
Ученые подводят предварительные итоги раскопок на месте поселения эпохи бронзы под Дербентом
Самые большие телескопы, космические частицы и история. Научно-популярный Кавказ, который можно потрогать
Увидеть обсерваторию в горах или, наоборот, глубоко под землей, заглянуть на карбоновый полигон — это не сюжет фантастического фильма, а научный туризм на Северном Кавказе
Фитнес-центр размером с Дагестан. Как столичный хирург открыл омолаживающий эффект горных троп
Доктор медицинских наук проверил целебный эффект хайкинга на себе и теперь прививает любовь к нему всем желающим
Полная версия