В июле прошлого года дагестанский правозащитник Зияутдин Увайсов с коллегами основал организацию по защите прав в области медицины «Монитор пациента». В ней бесплатно оказывают юридическую помощь людям, столкнувшимся с несоблюдением своих прав в медицинских учреждениях. Государство приняло немало удобных для пациента законов, но соблюдаются они далеко не всегда, объясняет он.
В основном проблемы касаются бесплатного предоставления медицинской помощи. Первое — это сложности с получением бесплатных лекарств амбулаторно. Второе — лекарства и обслуживание в стационарах. Третье — диагностика: проведение анализов, МРТ, УЗИ и других исследований.
— Я давно работал адвокатом, сталкивался с правозащитной деятельностью и думал, что нужно наладить работу по защите прав человека в Дагестане, чтобы она была эффективной и полезной. Сфера медицины очень важна для всех, и тут можно добиваться результатов и реально самому что-то изменить, — объясняет он.
Главное — не бояться действовать. Нужно узнавать, просить, если надо — требовать. Что предпринять в конкретных ситуациях — Зияутдин Увайсов рассказал «Это Кавказ».
— Смотря на каком этапе возникла проблема. Что должен делать человек, чтобы получить необходимое лекарство? Взять рецепт у врача, поставившего ему диагноз, на специальном бланке бесплатного рецепта. Вместе с таким рецептом вы идете в аптеку и получаете лекарство, если его нет, то в течение 10 дней его должны приобрести.
На деле проблемы возникают уже на стадии получения рецепта. В поликлинике якобы проверяют наличие лекарства в аптеках по электронной базе и говорят: «Лекарства в аптеке нет, мы рецепт выдать не можем». Хотя дело поликлиники — просто выдать рецепт. А если его у человека на руках нет, то ему не возместят стоимость лекарств. Поэтому если вам не выдают рецепт, вам нужно в первую очередь подтвердить факт обращения за лекарством — у вас на руках должно быть письменное обращение в поликлинику. Затем стоит обратиться с жалобой в районную прокуратуру. Если же рецепт есть, но лекарства в аптеке не выдают — пишите жалобы в региональные Минздрав, Росздравнадзор и прокуратуру. Это поможет добиться выдачи препаратов.
— Нужно обращаться в свою страховую компанию — номера телефонов указаны на обратной стороне вашего полиса. Звоните по ним и обращайтесь в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Этого обычно бывает достаточно.
— То же самое. По всем подобным вопросам надо жаловаться — обратитесь в ФОМС. Это действует. За каждый выявленный недостаток в работе с медицинского учреждения снимают определенный процент. ФОМС может также выписать больнице штраф. Но на практике люди, лежащие в больнице, мало обращаются за помощью — потому что чувствуют себя зависимыми от врачей. У нас был такой случай: человеку провели операцию, а потом попросили за это 50 тысяч рублей. Он был застрахован. Мы позвонили в страховую компанию, и, естественно, после нашего звонка в больнице заявили, что никаких денег не требовали.
— Да, если речь идет не о квотах. Выбор, где обследоваться, у пациентов есть, но обычно они о нем не знают. Врач должен разъяснить пациенту, какие лечебные учреждения оказывают нужные больному услуги, и спросить, куда выписать направление. Человек может и сам назвать желаемое лечебное учреждение — а врач скажет, может ли он выдать туда направление. Другое дело, что в этом случае срок ожидания может быть дольше — но это выбор и ответственность пациента.
— Наиболее эффективный способ — обратиться непосредственно в учреждение, где необходимо лечение, и взять оттуда заявку. Затем с этой заявкой получить направление в своем регионе. Если же вы не хотите заранее ехать в московскую больницу, то нужно обращаться в региональный Минздрав, но, вероятно, ждать квоту придется долго.
— Жаловаться: в Росздравнадзор, Минздрав, прокуратуру и ФОМС.
— Это вопрос сложный, поскольку медучреждение имеет право устанавливать порядок приема. Как вариант — можно сдать анализы в частной клинике, которая работает по системе обязательного медицинского страхования. Только эти клиники надо знать — список можно найти на сайте ФОМС. Они обязаны бесплатно оказывать гражданам медицинские услуги при предъявлении полиса — их оплатит ФОМС.
— Существуют сроки, в которые должна быть оказана конкретная медицинская услуга. Для МРТ это, к примеру, месяц. Если вам не оказали услугу в течение этого срока — жалуйтесь. Другого способа добиться своего нет.