Общество
«Каждый мой урок — открытый»
26 октября, 2022
392
О семье, учебе, планировании, проблемах учителей и, конечно, о конкурсе «Учитель года» — преподаватель физики и астрономии из Нальчика Аслан Кашежев, завоевавший приз ученического жюри

Лауреат «Учителя года-2022», финалист телешоу «Классная тема», кандидат физико-математических наук — все это об Аслане Кашежеве, преподавателе нальчикского лицея № 2. Педагог рассказал «Это Кавказ», почему возвращение с главного профессионального конкурса без «Большого хрустального пеликана» не кажется ему несправедливым (разве что самую малость), а еще объяснил, как все успевает: преподавать, заниматься репетиторством, играть в футбол и баскетбол, вести занятия по сальсе и не забывать при этом о семье.

«Умею сидеть на двух стульях»

Первый вопрос любого человека, столкнувшегося с Асланом Кашежевым, непременно о времени. Как можно столько всего успевать?

— Да, все всегда жалуются, что времени не хватает, — говорит Кашежев. — Но на самом деле времени очень много, найти его не сложно. Вопрос в другом: насколько хорошо мы умеем организовать себя.

Аслан знает, о чем говорит. Еще в студенческие годы он успевал за день столько, сколько иному человеку не под силу и за неделю. Утром пары на физфаке, далее занятие в национальном танцевальном ансамбле, потом — в бальном, а еще тренировки, выполнение домашних заданий, выступления, заочная учеба на филфаке. Кстати, на нем студент Кашежев оказался, чтобы углублять знания по физике.

— Наверное, мысль, что нужен английский, закралась в мою голову еще в школьные годы, — рассуждает Аслан. — Но тогда связать физику и язык я оказался не способен. В итоге, когда дело дошло до поступления, выбрал физический факультет КБГУ, хотя родители уговаривали на юридический или на экономический. В 90-е это было мечтой многих.

Научной деятельностью в области физики в молодости занимался отец, физикой и иностранным языком — мать и сестра Аслана. Первая вела свой личный словарик для перевода научных статьей, а вторая примерно для того же поступила на филфак. Так что, говорит Кашежев, перед глазами были примеры и четкое понимание, зачем нужно высшее филологическое. Порой приходилось несладко: экзамены на разных факультетах могли назначить на один день, а ансамбль «Кафа», в котором танцевал парень, выступал на многих городских и республиканских мероприятиях. Кашежев со всем справился, позднее еще успел поучиться в Кембридже и в Москве, защитить кандидатскую и со всем этим багажом прийти работать в школу.

Способность все успевать с годами Аслан не только не потерял, но и, кажется, развил. Прокрастинация так и не просочилась в обширный список его хобби, среди которых футбол, на который он ходит вместе с сыном, баскетбол и ведение класса сальсы.

— Я умею сидеть на двух стульях, — уверенно говорит Кашежев. — К тому же я могу спать, например, по три часа в день.

Конечно, долго держать такой темп не полезно и не нужно, а в выходные сон все равно «догонит», но из-за «Учителя года» Аслану пришлось жить именно в таком режиме. Ведь надо было и справиться с задачами конкурса, и пообщаться с людьми.

— На конкурсе у нас образовалось такое братство. И неважно, кто в итоге стал победителем. Ну, то есть важно, конечно, но все участники — это лучшие учителя, крутые специалисты.

К слову, в этом году Аслан Кашежев попытал счастье на конкурсе «Учитель года» во второй раз. Признается: в 2015 году, когда попросился участвовать всего лишь с пятилетним стажем в школе, ему сначала не поверили, но инициативу все-таки поддержали.

— Конкурс проходил в Казани и стал для меня менее успешным, чем теперь, — вспоминает учитель. — Наверное, я и сам чувствовал, что с первым испытанием — открытым уроком — все сложилось не так хорошо, как могло бы. Не совсем верно выстроил урок, и главный подъемный момент пришелся не на окончание занятия, как это должно быть, а на середину.

Семь лет назад Аслан Кашежев ездил на конкурс с физикой. На этот раз, посоветовавшись с коллегами, решил провести урок по астрономии.

— Поеду ли еще раз, сказать пока не могу, — говорит Кашежев. — С одной стороны, я бы хотел добиться своей цели. С другой стороны, как бы это пафосно ни звучало, в республике много интересных учителей, пробовать себя должны и другие.

«Конкурс — это шоу»

— Для меня конкурсная жизнь не является стрессом. Конкурс — это шоу, а я комфортно чувствую себя на сцене, могу общаться с учениками, с жюри, с публикой. На этот раз и открытый урок прошел прекрасно, и следующие этапы. На самом деле, каждый мой урок — открытый. Уверен: так и должно быть. Да, уроки могут быть разными, например, на контрольной смотреть не на что, а вся роль учителя — не дать ученикам списать. Ничего прикольного. В других случаях, если на урок зайдут гости, для меня ничего не изменится, а гостю будет интересно.

Кашежев признается: не может не задаваться вопросом, почему не получил главную награду, но «Малый Пеликан» — приз от ученического жюри, победа еще в двух номинациях: «За развитие научного мировоззрения школьников» и «Фазовый переход. За службу физике», а также поддержка бесспорно сыграли роль в том, чтобы подлатать самолюбие учителя. К тому же Аслан прошел в финал другого большого проекта — телешоу «Классная тема». При этом влюбленного в физику, астрономию и преподавание Аслана Кашежева нельзя назвать помешанным на конкурсах. Больше всего его заботит отношение учеников к предметам и к учебе в принципе.

— Я часто спрашиваю у детей, зачем надо учиться. Они не всегда находят ответ. А еще я часто говорю, что физика нужна всем. Я искренне так считаю.

Аслан Кашежев сетует: многие ученики, которым физика дается легко, отказываются ее серьезно изучать, мотивируя это то сложностью предмета, то бесперспективностью занятий наукой. Преподаватель старается показать, что навыки, полученные на его уроках, непременно пригодятся в изучении других предметов и помогут ориентироваться в окружающем мире.

— Меня беспокоит тенденция не любить учиться, — признает Кашежев. — Нередко ученик едва ли не снисходит до того, чтобы взять ручку и записать что-то за учителем. Так сейчас еще и поговаривают об отмене домашних заданий. Тут я категорически против.

Домашние задания, по мнению Кашежева, самый простой и действенный способ закрепить материал, понять, что ученикам далось легко, над чем еще надо работать. Двойки педагог называет репрессиями и прибегать к ним не любит, но и поблажек не делает. Самым удачным уроком Кашежев считает тот, когда удалось «включить» в работу весь класс.

— Иногда приходят шумные семиклассники, а через какое-то время смотришь — все увлечены, пишут, читают. Но бывает, когда выйти на контакт с классом, достучаться до учеников не удается. Докладных не пишу, ни на кого не давлю, стараюсь постепенно перебороть это. Вообще, давить и кричать — не мой метод.

По словам Кашежева, его беспокоит и то, как мало учеников хотят стать учителями. Аслан признается: сам не всегда видел себя именно школьным учителем, скорее, преподавателем вуза. Но нынешняя ситуация — про иное. Ученики говорят, что быть учителем слишком сложно, и они не готовы к такому огромному объему работы, к ответственности.

— Проблему с тем, что сегодня не хотят ни учиться, ни учить, надо решать на государственном уровне, повышать престиж, заинтересовывать, — подчеркивает Кашежев.

Можно сказать, что для Аслана Кашежева школа — семейное дело. Его жена ведет хореографию в том же втором лицее. Сын и дочь — школьники. Кашежев говорит: в общении со своими детьми ему важно не переступить черту и не превратиться для них из отца в учителя. Даже когда помогает учить уроки.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Юбилей СКФО. Факты и рекорды Северного Кавказа за 15 лет
В честь 15-летия Северо-Кавказского федерального округа собрали все самое интересное о его культуре, достижениях и природных достопримечательностях
И лыжнику, и сноубордисту: 10 советов тем, кто только начинает осваивать склоны
От выбора инструктора до правильной экипировки. Как сделать первые спуски безопасными и комфортными
Сила слова. Как кавказской прессе удается процветать в цифровую эпоху
В День российской печати рассказываем о региональных газетах и журналах, притягивающих литераторов и культурных деятелей со всей страны и вдохновляющих читателей уже не одно десятилетие
Тайна «Приюта 11»: как исчез легендарный отель на Эльбрусе и получится ли его возродить
На месте сгоревшей гостиницы, когда-то самой высокогорной в СССР, построят новый отель. Но повторит ли он успех оригинала?
«После застолья — что надо!» Зачем на Ставрополье 1 января устраивают «Забег обещаний» и кто в нем участвует
Одни россияне на Новый год ходят в баню, а другие — бегут традиционный мини-марафон, и не простой, а мотивационный. В этом году — на 2025 метров
Полная версия