Общество
Завершить войну: в Северной Осетии похоронили погибшего в Битве за Кавказ летчика
24 июня, 2019
549
Осенью 1942 года с военного аэродрома на выполнение боевого задания поднялся штурмовик ИЛ-2. Только через 70 с лишним лет судьба самолета и его пилота стала известна

На небольшой площадке у Вечного огня выставлено два стола, за ними — почетный караул. На столах — все, что осталось от огромного военного штурмовика: патроны, куски обшивки, шлемофон. И небольшая красная коробка с траурной лентой — останки летчика. В День памяти и скорби в североосетинском селе Майрамадаг захоронили останки пилота самолета ИЛ-2, погибшего в Битве за Кавказ.

Неизвестный офицер

Обломки самолета нашли около двух лет назад в районе села Комсомольского поисковики Министерства обороны, «Мемориал-авиа» и других отрядов.

— По невзорвавшемуся боекомплекту и по фрагментам брони сразу поняли, что это самолет ИЛ-2. Тогда же обнаружили небольшие костные фрагменты и пряжки от парашютной системы. Все это говорило о том, что летчик погиб вместе со своей боевой машиной, — рассказывает член поискового отряда Даниил Моисеев.

В ходе еще десяти полевых выходов поисковики обнаружили другие фрагменты костных останков, детали с номером двигателя самолета и петличный кубик. Это сузило круг поиска: стало ясно, что погибший был офицером.

По найденному номеру двигателя определили, что он стоял на самолете, принадлежавшем 805-му полку штурмовой авиации. Но машина требовала ремонта, поэтому ее передали в другой полк — в авиамастерскую. Известно, что там двигатель переставили на другой самолет, но, на какой именно, выяснить пока не удалось.

— Это осложняет поиск имени пилота, — говорит Даниил. — Мы знаем, что 1 ноября 1942 года двигатель попал в ремонтную мастерскую. С 1 января 1943 года мотор с таким номером нигде не числится. Пока мы предполагаем, что самолет погиб 29 ноября 1942 года.

Предположение основано на сведениях из немецких архивов о том, что в трех километрах от Заманкула в этот день был сбит советский самолет, объясняет руководитель поискового отряда «Мемориал-авиа» Сергей Порошин. Но подтверждения данным пока нет.

Поэтому имени нашедшего последнее пристанище на маленьком мемориальном кладбище в Музее защитников Суарского ущелья летчика никто не знает.

Место кровавых битв

Здесь, в Майрамадаге, на месте бывших колхозных конюшен, в ноябре 1942 года насмерть стояли курсанты военно-морских училищ.18-летние парни остановили немецкие танки, прорывавшиеся к ущелью — обходному пути на Владикавказ. Сегодня об этом напоминает ровный ряд из 119 плит с именами героев. Рядом находится Музей 34-й стрелковой бригады. Братская могила воинов здесь же — во дворе музея, посреди разбитого через 30 лет после окончания войны сада из елей, удивительных тюльпановых деревьев и китайской сирени, которые однополчане привозили со всей страны. Сколько солдат похоронено в большом кургане, никто не знает.

На отдельном участке выстроились одинаковые синие обелиски с красными звездами на верхушках. Это единственное в республике кладбище летчиков, погибших в Великой Отечественной.

— Летчиков тут стали хоронить в 2000-х годах, — рассказывает заведующая филиалом Музея защитников Суарского ущелья Фатима Джериева. — Когда поисковики нашли в районе Майрамадага самолет и останки летчиков, они обращались в разные инстанции, чтобы в городе выделили участок для захоронения, но их обращения оставались без ответа. Долгое время эти останки хранились просто у кого-то из поисковиков дома, а потом они обратились к нам с просьбой разрешить похоронить их здесь.

Позже захоронили экипаж бомбардировщика А-20 Бостон, экипаж ПЕ-2 и другие. Сейчас на кладбище 8 могил, часть из них братские. Так в музее возник мемориальный участок летчиков, и по традиции всех найденных пилотов теперь хоронят на нем.

На будничном фоне

На мемориальном кладбище собралось несколько десятков человек — члены поисковых отрядов, ветераны, ученики Майрамадагской школы, уже много лет шефствующие над захоронениями села, и местные жители.

Останки летчика и его машины перезахоронили со всеми воинскими почестями. На поминальном митинге ученики майрамадагской средней школы представили небольшой литературный монтаж. Привычные стихи звучали по-особенному: может, из-за тишины сада или из-за далекого мычания коров. Село за оградой музея продолжало жить будничной жизнью — той, которую отстояли курсанты, тысячи солдат и летчик, чьи останки уместились в небольшую красную коробку.

— В народе говорят так: пока последний солдат прошедшей войны не упокоился по-человечески, эта война считается незавершенной, — обратился к собравшимся глава совета ветеранов Военно-Морского флота, капитан второго ранга Александр Рамонов. — В нашей стране миллионы людей до сих пор числятся без вести пропавшими. И спасибо поисковикам, тратящим время и силы, чтобы искать останки героев. Сегодня мы хороним пилота, имя которого пока неизвестно, но я очень надеюсь, что поисковики доведут свою работу до конца и родственники этого бойца будут знать, что он окончательно успокоился в осетинской земле.

Торжественно провожали пилота в последний путь воины 58-й армии Южного военного округа. Высоко в небе качал крылом кружащийся над кладбищем самолет — последняя дань памяти крылатому брату.

Минута молчания. Оружейный залп. Могила, на которую кто-то заботливо поставил фронтовые 100 граммов и кусок хлеба.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Народы Северного Кавказа: полный гид по этническому составу региона
К Году народного единства — короткий и понятный справочник о том, кто живет в республиках Северного Кавказа и Ставропольском крае: языки, религии, кухня и важные традиции
Готовый маршрут по всему Северному Кавказу для новичков
Весь СКФО за один отпуск. Грандиозный гид по самым главным достопримечательностям Кавказа
Топ самых фотогеничных мест Северного Кавказа
От Сулака до Кольца. Составили для вас список мест в СКФО, где непременно надо сфотографироваться
Кавказ согреет. 7 термальных источников для зимнего отдыха
От древних легенд до современных SPA-процедур. Рассказываем, где на Северном Кавказе можно круглый год купаться под открытым небом
«Белая нефть» Кавказа. Как трое крепостных опередили прогресс, но остались за бортом истории
Они научились делать из нефти керосин, но не знали ценности бензина, подарили миру новую эпоху, но были забыты
Полная версия