Рог буйвола и даже бивень мамонта 71-летний Салим Лакунов превращает в уникальные «кружевные» рукояти для ножей, украшения интерьера и другие сувениры ручной работы. Мастер посвятил резьбе по кости всю жизнь, но до сих пор с грустью расстается с каждым изделием.
У Салима Лакунова с сыном Зауром семейная мастерская в Нальчике. Ремесленники изготавливают клинки, кинжалы, шашки и ножи — как авторские, так и копии старинных изделий из черкесской амуниции.
— И я, и мой сын — народные мастера России по изготовлению холодного оружия. Это и есть наш основной источник дохода, хотя вся моя жизнь связана с рогами. Занимался ими в свободное время. Всегда говорю: моя работа сама по себе хобби, а резьба по рогу и кости — это второе хобби, — объясняет Салим Лакунов.
Необычное увлечение — родом из детства. Салим учился в художественной школе, где заинтересовался разными видами искусств, техник, основам композиции. Свою нишу в профессии помогла выбрать работа в сувенирном цехе.
— В 1977 году начал создавать бутафорские кинжалы, шашки, пояса и нагрудники для творческих ансамблей, а также обрабатывал турьи рога на сувениры для туристов. Это приносило прибыль в семейный бюджет. Так и начал потихоньку заниматься этим ремеслом. Сам научился вырезать по кости методом проб и ошибок. Позже, когда появился интернет, начал и там смотреть, читать.
Салим Лакуной признается: он всегда стремится к достижению высот в профессии. Отсюда — необходимость постоянно совершенствоваться и усложнять работу.
— Резьба по кости и рогу очень кропотливое, трудоемкое занятие и отнимает много времени. Есть вещи, которые создаются не один год. Бывало, мог с 5 утра до 12 ночи сидеть над работой, а иногда час поработаю, по-разному. Когда что-то не получается, приходится долго думать, как воплотить задумку. Бывает, добиваюсь сложной цели, которую себе поставил, а потом пропадает желание к повторению такого же изделия.
Кроме оригинальных работ, которые вполне могут служить, например, украшением интерьера, Салим Лакунов создает и рукояти для ножей. Среди материалов — рога козла, барана, тура, архара и даже буйвола. Последний — один из самых распространенных на Кавказе, объясняет мастер, и долговечный.
— Традиционно на Кавказе рукояти делались из дерева, но они не практичны в использовании. Могут испортиться от воды, холода, жары, огня. Рукояти из буйволиного рога находят даже под землей. Клинок сгнил, а рукоять осталась. Есть изделия, которым больше ста и даже двухсот лет, и они сохранились в прекрасном состоянии.
Кроме того, отмечает мастер, буйволиный рог считается благородным материалом, и его легко обрабатывать. Не пугает Салима Лакунова и более экзотическое сырье.
— Люблю вырезать по мамонту, он тоже бывает разного качества. Это очень дорогой материал, я не покупал высший сорт, не имел с ним дела, но и с другими приятно работать. Мамонт похож на липу, его можно резать в любую сторону, но, конечно, он намного крепче нее. Сейчас еще пошла мода на пластик. Я не люблю пластик и не использую его никогда.
Салим Лакунов уверяет: в России резьба по кости пока не сильно развита, в отличие, например, от Индонезии, Малайзии или Вьетнама. Да и мастеров по рукоятям раньше было значительно меньше. Ситуация начала меняться в последние годы.
— У нас в Кабардино-Балкарии изначально не было таких профессиональных мастеров, которые этому обучали, но со временем открылся факультет в Кабардино-Балкарском государственном университете, который окончил мой сын. А еще сейчас стали доступны любые инструменты для работы, поэтому появилось много мастеров. Но мне хочется отличаться от большинства и быть вне конкуренции. Для этого стараюсь делать красивее, лучше, чем у остальных.
Принцип работы по дереву, кости и по рогу одинаковый, говорит Салим Лакунов. Чем крепче материал, тем легче его обрабатывать и делать очень тонкие, мелкие детали. Такие изделия долговечны и смотрятся более эстетично.
— Людям это, безусловно, нравится, несмотря на то что получается дороже. Иногда мы продавали какие-то мои изделия из рогов, но чаще всего нет. В республике их могут позволить себе приобрести немногие, а за границу отдавать не хочется. Я знаю, что в Дании есть мои изделия, но мы их уже вряд ли здесь когда-то увидим. Когда же просят работы для выставок, мероприятий, музеев, никогда не отказываю. И хотя я несколько лет назад отошел от полноценной работы, продолжаю иногда вырезать рукояти для ножей, — говорит Салим и завершает беседу, шутя. — Если бы не факультет и новые мастера, такие «последние могикане», как я, вымерли бы, и ремесло не сохранилось бы вообще.