Редкий специалист
Как чеченская семья сделала внедорожник своими руками
10 июля, 2024
Чеченцу Имрану Турлуеву мало было построить дом, посадить дерево и вырастить сына. У него есть дом, сад, четыре сына и дочь. А еще единственный в мире внедорожник изумрудного цвета

Село Старые Атаги лежит в живописном месте, на фоне высоких гор, а дом Турлуевых находится в одном из самых красивых его уголков — на возвышенности. Со двора открывается панорама сразу на несколько сел Шалинского района, а перед домом установлена бетонная плита — как подиум для семейной разработки на четырех колесах.

Машина молодости нашей

Все началось восемь лет назад, говорит Имран, когда он купил раму от грузовика ГАЗ-66 и решил создать на ее основе собственный багги. Но его супруга Раиса возражает: все началось гораздо раньше и не так прозаично. Еще в советские годы муж показывал ей старый альбом с фотографиями армейского хаммера и говорил, что всегда мечтал о такой большой и серьезной машине.

Большую машину строитель Имран так и не купил. Зато создал свою — уникальную. Теперь его останавливают на дороге, чтобы сфотографироваться рядом с атагинским внедорожником.

Турлуев с сыновьями не просто взяли раму от советского грузовика — они переделали ее, добавив изгибов, чтобы можно было посадить на нее мощную кабину. Мотор для большей устойчивости поставили пониже. Чтобы экономить топливо, установили газобалонное оборудование, причем заправочные горловины расположили с обеих сторон.

Как закалялось лобовое

Первой головной болью стала электрика. Было сложно найти специалиста, который взялся бы сделать ее с нуля.

— По телефону все соглашались, но, когда приезжали на место и видели, с чем предстоит работать, менялись в лице и загадочным образом исчезали, — вспоминает Имран. — Но тут двое младших сыновей как раз вышли на каникулы и сказали: «Давай мы сами попробуем, заодно научимся». Получилось.

Потом Турлуевы долго искали человека, который сделает лобовое стекло нужных размеров. Не нашли — и сами смастерили шаблон из поликарбоната, отнесли его к конструктору душевых кабин, чтобы тот вырезал аналогичный прямоугольник из стекла. А чтобы он стал прочнее, повезли его на закалку в Махачкалу.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Чеченская машина
Если инженер выращивал помидоры, знает почвоведение и готов учиться у крота, то он наверняка изобретет уникальный агрегат для сельхозработ. Но легче сломать кувалду, чем наладить его серийный выпуск

Рамку полученного стекла братья обработали пескоструем. Это тоже их собственная разработка.

— Нам нужно было покрасить машину, для этого потребовалось полностью разобрать кузов, — объясняет старший сын Сайхан. — Вообще, покраска — это очень сложный процесс. Он не терпит промедления. Каждую деталь нужно обработать как можно быстрее, чтобы металл не успел окислиться. Возить все эти детали в покрасочный цех было проблематично. Поэтому отец купил компрессор и сам сделал на его основе пескоструй. Младшие чистили детали, наносили на них грунтовку, а мы, в комбинезонах и очках, сразу же красили. Цвет выбирал я — уж очень мне понравился хаммер такой раскраски, который увидел в Грозном.

В отличие от большинства самодельных вездеходов, атагинский скроен на удивление ладно. В нем прекрасно все: кузов, салон, сшитые Раисой чехлы для рычагов из экокожи, идеально симметричные углубления для фар и даже крюки для буксировки. Хотя неизвестно, какая машина рискнет тягать этот агрегат весом 3600 килограммов. Весь кузов конструкторы собрали сами без единого чертежа. Чужие здесь лишь двери — они от «Волги». Сзади открытая грузовая площадка, на которой братья уже возили тюки сена, а для желающих поохотиться в кабине есть люк. У турлуевского красавца только один недостаток: он безымянный.

— Долго думали, как назвать, нашли классное слово «берти» — это старинное чеченское название волка, — говорит Сайхан. — Но выяснилось, что это имя запатентовано еще одним чеченцем. Он тоже собрал внедорожник несколько лет назад.

Зеленый гигант обошелся Турлуевым приблизительно в 1,5 миллиона рублей. Они говорят, что в нем их устраивает все, кроме мотора: «газовский» слишком слаб, а тот, что помощнее, — например, 3UZE от «Тойоты», — слишком дорог.

Все решает отец

Если рассматривать семью Турлуевых как автомобильный концерн, то Имран в нем — генеральный директор. И хотя сыновья беспрекословно слушают отца, восемь лет назад, когда он задумывал сделать просто багги, они ему возразили.

— Отец всегда мерзнет, даже стекла не разрешает опускать в машине, и мы ему сказали: «Ты же не будешь на этом багги кататься, ты же мерзляк», — и предложили сделать полноценную машину, — вспоминает Сайхан. — Я был настолько одержим этой идеей, что по ночам не мог уснуть, придумывал, как и что в ней можно улучшить. И старался предлагать идеи отцу, когда он в настроении.

Турлуевых в Старых Атагах знают все. И многие пользовались другой их разработкой — трактором с ковшом, который красуется на заднем дворе. Дело в том, что почва на местном кладбище твердая, каменистая, копать ее вручную очень тяжело. Поэтому, когда в дом приходит горе и нужно хоронить человека, за помощью идут к Имрану — он выезжает на тракторе и помогает копать могилу. Сложнее всего ему пришлось во время пандемии.

Я буду долго гнуть велосипед

Младшему из сыновей — Висхану — сейчас 16 лет, он учится в техникуме на автослесаря. Его старший брат Аюб уже получил эту специализацию. На учебу их отправил отец.

— Они говорят, что за время учебы ничего нового не узнали. Разве что пару терминов, например шатунный механизм, — смеется Имран. — На практике-то они многие вещи давно знают, но надо, чтобы еще и по книжкам умели.

— Они с детства любят заниматься подобными вещами, — признается Раиса. — Как-то им купили велосипеды, а они пришли к отцу жаловаться, мол, рама слабая. Тот им говорит: ну исправьте, я куплю нужный материал. В итоге они сделали четырехколесный велосипед.

— К нам однажды пришел сосед, — рассказывает Сайхан. — Я, говорит, разобрал свой мотоцикл для покраски, а собрать не могу. И мы с братьями, хотя прежде не видели мотоцикла, смогли его собрать. Так и пошло, все нам что-то приносят на ремонт. Мы иногда отказываемся: «Да мы не знаем, как это чинить». А нам возражают: «Вы все знаете».

— Теперь у нас весь двор в газонокосилках, триммерах. Я постоянно воюю с ними за территорию, — жалуется Раиса. — Тут у меня сад разбит, и я слежу, чтобы они границу не нарушали со своими запчастями.

Но вряд ли эта война ей по силам. Внушительную часть заднего двора занимает внедорожник. А позади него видны четыре огромных колеса.

— Следующим будем собирать трактор. Так отец сказал, — заявляет Сайхан. — Так-то у нас много идей, просто не успеваем зарабатывать деньги на их реализацию.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Лучшие смотровые площадки Кавказа
Список самых красивых смотровых площадок Северного Кавказа с описанием
Нефть, пчелы и мед
Чеченские студенты стали единственными в России обладателями собственной нефтяной скважины, но это не сделало их магнатами. Разбираемся, в чем дело
Готовый маршрут по всему Северному Кавказу для новичков
Весь СКФО за один отпуск. Грандиозный гид по самым главным достопримечательностям Кавказа
Топ самых фотогеничных мест Северного Кавказа
От Сулака до Кольца. Составили для вас список мест в СКФО, где непременно надо сфотографироваться
Кавказ согреет. 7 термальных источников для зимнего отдыха
От древних легенд до современных SPA-процедур. Рассказываем, где на Северном Кавказе можно круглый год купаться под открытым небом
Северный Кавказ: какие регионы входят, как добраться и что посмотреть туристу
Подробный гид по Северо-Кавказскому федеральному округу к 16-й годовщине его образования
Полная версия