Поступая на работу уборщицей в реставрационную компанию «СКИФОС-РСК», Наталья Кокаева не подозревала, что четыре года спустя станет известной в Северной Осетии. И известность придет к ней благодаря не самому обычному занятию — росписи елочных игрушек.
Все произошло само собой: в канун нового 2022 года руководитель компании Петр Павлов узнал, что Наталья умеет не только профессионально наводить чистоту, но и рисовать. Женщина тут же получила задание: сделать необычные и незабываемые подарки к Новому году. Это должно было быть что-то, одновременно отражающее работу организации и несущее в себе память о красивейших местах Северной Осетии.
А что может быть праздничнее и прекраснее в конце декабря, чем елочные шары? Так и было принято нестандартное решение о росписи одного из главных атрибутов Нового года изображениями достопримечательностей республики.
Наталья — профессиональный художник широкого профиля. Она закончила Владикавказское художественное училище им. Азанбека Джанаева, а затем отучилась на факультете искусств Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова.
Любовь к написанию пейзажей появилась у нее еще в училище. Во время городской практики студенты писали этюды на пленэре и юной студентке очень нравилось рисовать красивейшие пейзажи и старинные здания Владикавказа.
— В живописи мне близок импрессионизм, так как он создает ощущение света за счет ярких цветов. Когда пишу, стараюсь совместить его с реализмом, чтобы создать гармонию одновременно и цвета, и точности рисунка, — говорит художница.
Но одно дело — писать на полотне и совсем другое — использовать в качестве холста елочные шары. Самая большая сложность в этой работе — уместить пропорции зданий на поверхности шара, так как его круглая форма искажает изображение. Нужно заранее придумать панораму: это позволяет обеспечить плавность перехода линий.
Наталье важно, чтобы превращение шара в сюжет смотрелось гармонично из любой точки. А для этого, конечно, нужно иметь четкое представление о том, как выглядит изображаемая достопримечательность, какой пейзаж ее окружает. Это весьма непростой труд. Как правило, изображения объектов предоставляют Наталье на фотографиях. Однако нередко ей нужно увидеть их своими глазами, чтобы более детально разглядеть здания и все, что их окружает, и тем самым добиться большей достоверности.
Для того чтобы разнообразить колорит шаров, художница наблюдает за тем, как выглядят объекты в дневное и ночное время, в солнечную и дождливую погоду. Результатом такого основательного подхода стали, например, елочные шары с видами Осетинской церкви, темно-синей под покровом ночи, и Дома Вахтангова в вечернем освещении. А для изображения строений, находящихся в высокогорных районах, Наталья прибегала к помощи интернета. Она смотрела фотографии, читала о них, узнавала, что находится рядом, порой даже советовалась с архитекторами. Так появились изображения Ильинской церкви в селении Фраскатта на фоне голубого ясного неба, башни в селении Вакац в утренней зеленой дымке. А вот Зругский храм исполнен в серых тонах, которые словно подчеркивают, что он расположен высоко в горах.
— Я очень люблю игрушки и порой долго их пишу, — говорит Наталья. — Иногда нужно уже заканчивать, а я все дополняю какими-то деталями, пока не почувствую успокоение и любование этой игрушкой — нужно, чтобы она была уютной, чтобы в ней чувствовалась новогодняя атмосфера, чтобы каждый уголочек был прекрасен.
Процесс росписи игрушек состоит из множества этапов. Прежде всего елочный шар обрабатывается спиртом, чтобы очистить и обезжирить поверхность. Затем художница берет простой карандаш и не спеша начинает наносить изображение. Очень важно распределить его так, чтобы все поместилось и сюжет получился завершенным. Если все скомпоновано правильно, можно браться за краски. Каждый следующий слой должен хорошенько просохнуть, прежде чем будет нанесен следующий. Так художница добивается нужной яркости и глубины цвета и оттенков.
— Несомненно, когда есть вдохновение и хорошее настроение, работа получается намного лучше — и с теплом, и с любовью. Даже не хочется вставать и отрываться на повседневные дела. Я люблю часами сидеть и писать, хотя делать это получается не всегда.
Если художница устает от росписи одного шара (а бывает и такое, ведь мелкая детализация требует невероятной усидчивости и постоянной сосредоточенности), она откладывает его и занимается другими. Позже, возвращаясь к нему, Наталья уже имеет четкое представление о том, как сделать так, чтобы работа получилась интересной и необычной.
На сегодняшний день все 150 шаров — именно столько расписано художницей за четыре года работы — уже нашли своих счастливых обладателей. В этом году Наталья обещает создать новые. На них будут изображены храм в селении Кесатикау, башенный комплекс в селении Лисри и другие достопримечательности. Руководство «СКИФОС-РСК» приняло решение, полностью поддержанное художницей: изображать не только объекты, отреставрированные компанией, но и всеми любимые места Северной Осетии и ее прекрасной столицы Владикавказа.