Село
«Ну как их не любить?»
16 июня, 2021
716
Зоотехник Муса Кодзоев не держит в своем хозяйстве ни кур, ни коров — только великанов-бактрианов. А еще мечтает об оленях и страусах. И тогда с агротуризмом в Ингушетии все будет в порядке

Станица Нестеровская — крупное село по дороге в горную Ингушетию, и туристы, направляясь в Ассинское ущелье, обязательно проезжают мимо него. И иногда останавливаются, завидев необычное для Кавказа зрелище — стадо величественных двугорбых верблюдов.

— У меня 14 бактрианов — 11 взрослых и три верблюжонка, — рассказывает владелец стада, бывший зоотехник, а ныне водитель электропогрузчика на предприятии «Сад-Гигант» Муса Кодзоев. — Самых первых мы купили лет десять назад в астраханском племсовхозе. Откуда интерес? Я вообще животных люблю, ну, а как их не любить?

Утро в крестьянско-фермерском хозяйстве Мусы и Фатимы Кодзоевых начинается с дойки, потом верблюды идут к речке на водопой, затем — на пастбище. Два бактриана держатся отдельно.

— Эту пару — Руслана и Машу — я когда-то продал в местный зоопарк и сильно об этом пожалел: условия содержания были очень плохие. Потом зоопарк ликвидировали, и я выкупил их обратно, чтобы не пошли на мясо. Они держатся настороженно, но уже поправились, а Маша к осени ждет прибавления.

Верблюжье молоко считается очень полезным, и у Кодзоевых его охотно покупают — иногда увозят с собой, иногда пьют на месте. Но доить нужно очень аккуратно, сначала покормив верблюжонка, иначе его мама доярку не подпустит. Если верблюдица не видит свое дитя, молоко у нее пропадает.

Верблюжью шерсть Муса не стрижет, а вычесывает специальным скребком во время линьки. Этот продукт популярностью не пользуется — иногда берут на носки или на пояса, остальное копится в хозяйстве. Кодзоевы планируют купить оборудование и делать из шерсти детские матрасы и одеяла.

Любимого питомца Муса зовет Пашей, и тот охотно откликается, чтобы попозировать фотографу или покатать туристов. Их пока не очень много, но Муса надеется на развитие агротуризма.

— Наше хозяйство оформлено по закону, мы платим налоги, но, к сожалению, никак не можем добиться, чтобы нам выделили участок. Я бы сделал там загоны, купил двух оленей, четырех страусов (это одна страусиная семья — самец и три самки) и постоянно принимал бы туристов. Сегодня тут две «ГАЗели» останавливались. Там сборные группы со всей страны, из разных городов, но все были от верблюдов в восторге.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Игла в подоле и веник для невесты. 10 необычных и важных ритуалов ингушской свадьбы
Ингушские свадебные традиции полны символов, мудрых подсказок и скрытых способов защитить молодую семью от зла. Расскажем о некоторых из них
Три тысячи метров над уровнем моря. Как прошло восхождение на Столовую гору в Ингушетии
Первым ожидаемо пришел скайраннер, третьим — фермер-горец. Но и наш фотограф Иван Губский показал неплохой результат
«Оскар» по-кавказски. Объявлены победители кинофестиваля «Золотая башня»
В Ингушетии вручили награды X Международного кинофестиваля «Золотая башня». Приз нашей редакции достался фильму «Большие змеи Улли-Кале»
«Золотая башня»: представляем фильмы X Международного кинофестиваля в Ингушетии
Одна из конкурсных картин получит специальный приз от редакции портала «Это Кавказ» — информационного партнера кинофестиваля
Кубачи: полный гид по древнему аулу мастеров в Дагестане
Легендарное село обогатило не один музей и не одну диссертацию, но по-прежнему полно сокровищ и загадок, а время здесь словно застыло
Едем в «Армхи»: чем заняться на горном курорте, где отдыхали шахтеры и тренируются пловцы
Чистейший воздух, хвойные леса, горнолыжные трассы, бассейны с родниковой водой, водопады и средневековые башни — это курорт «Армхи» в Ингушетии. И у него есть амбициозные планы на ближайшие 10 лет
Полная версия