Посреди окруженной горами живописной поляны — сцена, на ней две башни — Черного и Белого кланов. Две кумушки-соседки заспорили о том, чем же лучше заправлять кашу — реганом или базиликом, не подозревая, что это разные названия одной и той же душистой пряности.
И вот они уже напутствуют своих только что сидевших за партией в шахматы мужей:
— Не смоешь обиду кровью, домой не возвращайся!
Так когда-то, считают авторы спектакля «Кавказские пленники», началась «первая война на Кавказе».
Представление идет на сочинском горнолыжном курорте «Роза Хутор» недалеко от Красной Поляны. Здесь собираются создать историко-культурный парк «Лайзо», горный театр — старт проекта. Создатели спектакля обещают показать зрителям «40 тысяч лет истории за 50 минут».
«Кавказских пленников» поставил режиссер и продюсер Эдуард Бояков, создатель фестиваля «Театральная маска». Шоу — а это и 500 пиротехнических залпов, и канатоходцы, и батутисты с танцорами — вдохновлено фольклором, историей и мифами.
А вот параллели с одноименными произведениями литературных классиков, и тем более с фильмом Сергея Бодрова-старшего о Чеченской войне, говорят создатели спектакля, искать не стоит.
— Мы понимали, что такое название вызывает как минимум две ассоциации, которые могут кого-то смутить. Это и прямая отсылка к классическим текстам Пушкина, Лермонтова и Толстого о Кавказской войне. Это и ассоциация с недавними по историческим меркам военными событиями в Чечне. И в том, и в другом случае события драматические, требующие очень деликатного подхода. Но мы все-таки рискнули попробовать оторвать это словосочетание, «кавказские пленники», от военной тематики, — говорит Эдуард Бояков, — ведь, в конце концов, есть еще и Гайдай с его комедией «Кавказская пленница».
Множественное число в названии неслучайно:
— Мы говорим о «пленниках» Кавказа в символическом смысле — что каждый чувствительный, духовный человек, очутившись здесь, не может не ощущать силу этого места, те токи, которыми пропитана эта земля.
Склоны Большого Кавказского хребта действительно стали настоящей декорацией для разворачивающейся на глазах зрителя истории.
Если посмотреть на курорт с высоты птичьего полета, можно увидеть вершину горы Фишт — по одной из версий, именно здесь был прикован цепями к скале Прометей, один из героев спектакля.
Древнегреческая легенда о титане, который украл у богов огонь и передал его людям, всем известна, но мало кто знает, что персонаж нартских сказаний Насрен в эпосе народов Северного Кавказа практически повторяет подвиг античного «коллеги».
На сцене горного театра Прометей и Насрен, когда-то принесшие людям огонь, в наказание за вражду тушат очаги ссорящихся семей. Вновь разжечь огонь и продолжить жизнь рода теперь под силу только детям.
И самые младшие члены кланов призывают отбросить книжки с хрестоматийными «Кавказскими пленниками» и решают сдаться противоборствующим сторонам — так когда-то на Кавказе брали аманатов, «заложников».
— Если бы я сейчас был десятилетним мальчиком, не раздумывая поступил бы так же, — говорит артист из Северной Осетии Батраз Котаев. — На Кавказе всегда уважали соседей, и народы выступают за мир и процветание.
Несмотря на то что история началась с конфликта, в спектакле почти нет батальных сцен, а разобраться, кто тут «хозяин гор», молодые ребята в косоворотках и черкесках решают в хип-хоп-поединке.
На сцене не только танцуют, но и знакомят с историей — как кавказские народы объединились перед общим врагом — османским султаном, и как полюбил черкесскую княжну Марию свет Темрюковну первый царь всея Руси Иван Грозный.
В шоу есть и цирковые номера: артисты проходят по канату, натянутому между черной и белой башнями.
— Как будто между двумя горными вершинами прошли! — удивляются зрители.
Родители на сцене продолжают враждовать, и на помощь детям приходят Прометей и Насрен, заодно в химических терминах рассказывая о природе огня. И вот в установленных возле двух башен котлах вновь кипит та самая каша.
А участники спектакля, прощаясь, напоминают зрителям, что именно в ауле Кбаадэ — будущей Красной Поляне — в 1864 году окончилась Кавказская война.
На премьере спектакля зал на 1108 мест был полон, а на второй день зрители были так захвачены действием, что даже зарядивший неожиданно дождь не только не прервал представление, но и стал, по выражению режиссера, одним из его персонажей.
Но после отшумевшей премьеры зрителей пока мало. Хотя чтобы добраться к театру, не нужен обычный пропуск на подъемник — показываешь билет на спектакль и путешествуешь на высоту 1170 метров и обратно.
Представления горного театра на курорте «Роза Хутор» будут идти каждый день до конца летнего сезона — здесь это, как правило, начало октября. Организаторы постановки не исключают, что «Кавказских пленников» увидят и в других местах Северного Кавказа. Благо недостатка в декорациях и живописных видах не будет.
Фото: Артур Лебедев/ТАСС