Современное искусство
Фрики и уродцы Германа Кабирски
19 мая, 2016
25649
Художник, который не может рисовать. Ювелир, который издевается над металлом и камнями. Самозванец, который нравится всем

Гран-при на Международной выставке ювелиров в Санкт-Петербурге, победа в номинации «Техническое совершенство» в Лондоне, премия «Лучший ювелир года», возможно, ничего не скажут стороннему человеку. Но у изделий с маркой «Кабирски» есть одна особенность: их невозможно забыть.

Да и перепутать с другими.

«С ошибкой в ДНК»

— Я родился в Дагестане в семье врачей. Оба моих брата закончили мединститут, но в моем случае, очевидно, случился сбой в ДНК. С детства много рисовал, везде валялись мои рисунки, и отец меня ругал, считая это несерьезным занятием. «Из тебя только чабан выйдет», — говорил он. Однажды в гости к отцу пришел скульптор Анатолий Ягудаев, увидел мои картинки и сказал родителям, что мне обязательно надо поступать в худучилище. Помню, я был очень рад, но не потому, что мечтал стать художником, а потому, что больше не придется ходить в школу. Школу я ненавидел.

Я поступил в художественное училище имени Джемала довольно легко и отучился там ровно год. А потом как-то спросил преподавателя, стану ли я великим художником. Он рассмеялся и сказал, что еще никто из их выпускников великим не стал. Тогда я бросил учиться. Катался по стране с друзьями, меня разыскивали с милицией. А когда привезли домой, родители заявили: все, выбирай, куда будешь поступать. Я выбрал факультет экономики торговли: слышал, что там одни балбесы учатся и ничего делать не надо. Так-то я хотел поступить в Репинку. Потом попал в аварию и повредил нерв на руке. С тех пор рисовать не могу.

Я «по-белому» ненавижу Кандинского, Матисса и Модильяни за гениальность. Это художники, которые сильно на меня повлияли в молодости. Если говорить о дизайне, то мне близок и попсовый стиль француза Филиппа Старка, и работы последователей школы Баухауса.

«Мои фрики — это я»

Я все время работаю. Все, что я сейчас делаю, — сразу в воске или в металле. Многие думают, что на меня трудится группа дизайнеров, так как слишком много моделей для одного человека. Нет, я работаю один, ювелиры только доделывают готовые дизайны. Наверное, изделий много потому, что я не трачу время на что-то еще, на праздность. И в изделиях я откровенен как нигде. Мои фрики — это и есть я.

Я называю свои вещи фриками и уродцами. Точно знаю, что, если бы я любил свои работы, не смог бы ничего нового придумать. Я часто вижу, как люди придумают нечто, «словят фишку» и потом только сидят, эксплуатируют ее до бесконечности. Это скучно. Должны быть сомнения, а если человек доволен собой, он останавливается, не развивается дальше.

Я хорошо отношусь к критике, но почему-то меня особо не критикуют. Может, я просто неинтересен критикам. Одна дама-искусствовед написала, что ее терзают сомнения по поводу Кабирски, потому что он всем нравится и, наверное, это такой проект, созданный на потребу общественному вкусу. Я вовсе не против побыть проектом. Все лучше, чем узнают меня настоящего — я не самый приятный человек в жизни.

Я отношусь настороженно к похвалам. Не понимаю, как себя вести, теряюсь, мне кажется, это не всерьез, что люди просто издеваются. Мои грамоты и дипломы в последнем офисе висели в туалете, люди даже возмущались. Ну, а где они должны быть? Если постоянно напоминаешь себе, как ты хорош и как ты нравишься людям, — ты себя убиваешь. Делай себе свое и не отвлекайся на то, что говорят о тебе другие. Когда я получил Гран-при на конкурсе российских ювелиров, то позвонил матери. Говорю, можешь меня поздравить, твой сын стал лучшим ювелиром страны. Мать спросила только: а за это платят?

Я входил в свой московский магазин, уткнувшись глазами в пол. И так добирался до своей комнаты. Я боялся увидеть свои работы в витринах, они меня раздражали. Все сотрудники это знали. У меня комплекс самозванца по жизни очень сильный. Мне кажется, люди проснутся и поймут, что все это дерьмо.

Я люблю дарить свои изделия, даже виртуальным знакомым. Было бы лучше, если бы можно было отправлять их инкогнито, но надо же как-то узнавать адреса. Дарить — это мой кайф.

«Несистемный Кабирски»

Я человек не системный, не могу «встраиваться». Практически не общаюсь с собратьями по цеху. Не член Гильдии ювелиров, не член Союза художников, хотя меня много раз приглашали. Еще я не хожу на вручения призов, это дополнительная причина, по которой коллеги меня не очень любят, думают, зазнался. Но это не так, просто мне не нравятся тусовки, считаю их потерянным временем, а я не понимаю, зачем я должен его терять.

Я люблю большие проекты, повседневное меня выхолащивает. Когда я учился на пятом курсе университета, пришел к тогдашнему министру торговли Дагестана Багаутдину Гаджиеву с проектом «Как переделать улицу Буйнакского в Арбат». В молодости я вообще был уверен, что должен завоевать мир. В какой-то момент решил создать ювелирную фабрику: продал свою квартиру и переехал на съемную, а все деньги вложил в производство, что называется, «с нуля». Так появился «Алпан-голд». Позже я отдал часть акций администрации Махачкалы в обмен на обещанную помощь, но получил только уголовное преследование и федеральный розыск. Дело потом прекратили: не было никакого преступления и неясно было, в чем меня обвиняют. Но я не в обиде. Хороший урок для меня. И если бы тогда все получилось, все знали бы «Алпан-голд», а не Кабирски. Кабирски появился именно потому, что я был в розыске и имел веские причины свою фамилию не «светить». Поэтому и взял себе псевдоним по названию села Кабир, в котором родился.

Я заключил свой первый контракт как Кабирски в 1999 году. Марка «Кабирски» тогда была впервые представлена на международной ювелирной выставке в Сокольниках. К оформлению выставки я подошел радикально: в витрине у меня ползали живые экзотические змеи, прыгали цветные лягушки. Змеи проползали через кольца — это завораживало. Вообще, те мои изделия были очень грубые, но в них пульсировала какая-то энергетика, злость, и это, наверное, люди чувствовали. Кстати, первые два дня выставки я провел в СИЗО. После взрывов на Гурьянова и Каширке кавказцев арестовывали как подозрительных личностей.

Я остерегаюсь публики и интервью почти не даю. Во время первой персональной выставки в 2001 году в выставочном центре «Алмазный двор» я все время сидел в задней комнате и пил коньяк. Выставка называлась «В поисках Deedo». Я тогда много читал Ницше и напичкал буклет его цитатами.

«Я — не ювелир»

Я сейчас живу в Бангкоке. Пару раз был на пляже, и то не по своей воле. Если нет крайней необходимости выходить на улицу, буду сидеть дома и работать. Что происходит вокруг — меня мало интересует. С утра включаю интернет и работаю, слушая разных интересных людей, лекции, радио.

Я не делаю одну и ту же вещь дважды. Не могу. Не технически «не могу», а просто — не могу.

Я не ценю результатов своей работы, но сам процесс для меня важен. Я могу на следующий день спокойно все выбросить, но потом опять начну придумывать новое. Это новое и есть главный стимул моей жизни. Сейчас я разрабатываю проект франшизы FREAK THEATER. Хочу все придумать самостоятельно, не только изделия, но и витрины, их наполнение, всю атмосферу. Приятно, если где-то в Панаме или Новой Зеландии появится такое место, которое будет частью меня, потому что полностью создано мной.

Я не считаю себя ювелиром. В ювелирном мире свои законы и своя логика, завязанная на ценности материалов, на ремесле, качестве исполнения. А я ломаю эту логику, я в этом смысле иррационален. Я считаю себя хаотиком, и логика для меня — высший постулат глупых людей. Уверен, искусственный интеллект это скоро докажет. Человеческий мозг сложнее готовых формул, и будущее за нашим подсознанием.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Кодекс чести глазами дизайнера
Традиции — удобная творческая и бизнес-платформа, надо только не стесняться своих корней. Преподаватель Британской высшей школы дизайна Дмитрий Карпов уловил национальные оттенки креатива

Я не считаю себя дизайнером, ведь это человек, который создает конструкцию. Многие думают, что дизайнер — это тот, кто делает разные красивые штуки. На самом деле дизайнер меняет структуру вещи, делая ее более удобной, более функциональной. Вот кольцо — это же просто украшение, и вся его функциональность — удобство.

Я делаю все для собственного удовольствия, а не для кого-то еще. Мне за это платят деньги. Я совсем не против.

Я бы снес все памятники писателям, поэтам, художникам — всем творческим людям. За что им ставить памятники? Они уже свой кайф получили, пока создавали новое. Я бы ставил памятники тем, кто пожертвовал своей жизнью для других, — простым людям.

Я не знаю, к какой школе можно приписать то, чем я занимаюсь, — русской или европейской. Наверное, это некая смесь абстракции, бохо и модерна. Меня относят к contemporary art, к актуальному прикладному искусству, но при этом я, в отличие от большинства современных художников, считаю, что вещи должны быть носибельны и доступны по цене.

Я никогда не учился ювелирному делу. Все осваивал сам, получал собственный опыт и поэтому владею технологиями лучше многих профессионалов. Я, видимо, первый в России начал использовать многослойные покрытия, прибивать драгоценные камни гвоздями, лить пористый металл и много чего еще. Я не склонен к применению традиционных технологий, они ограничивают поле возможностей. Специалисты часто крутят пальцем у виска, увидев мои вещи. Один профессор из Института стали и сплавов сказал мне на выставке: «Молодой человек, вы понимаете, что вы издеваетесь над металлом и камнями?» Но меня, прежде всего, интересует конфликт материалов и форм, новые техники, из которых создается нечто целое, дающее осязаемые ощущения. Ощущения — вот с чем я работаю.

Я восхищаюсь многими художниками, все они работают в поле contemporary art. Из российских люблю то, что делает скульптор Даши Намдаков и дуэт Ми-Ми. Но вообще я боюсь чужих влияний. Я боюсь стать вторичным, поэтому не сильно интересуюсь чужими работами, если честно.

Я не отслеживаю, в каких странах популярен бренд Кабирски. В основном продаю изделия в США, Россию, Европу и Австралию. А еще под моим именем продают всякий хлам. Ну что поделать, в Бангкоке можно купить даже Тиффани в почти аутентичной упаковке за сто бат.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Окрашено!
Я остался один. Я никаких посылов не несу и не стараюсь образумить людей. Я свободный человек. Последний из графферов…

Я хорошо себе представляю, кто носит мои изделия: умные независимые женщины, не слишком молодые. Это меня радует, я вообще люблю умных, потому что сам я довольно глупый.

Я иногда думаю, что занимаюсь не тем, чем надо, что выбрал что-то не свое. Если бы можно было повернуть время вспять — ушел бы в прикладную науку, например в химию. Это сфера, в которой возможно создавать новое, менять течение. Но остается только ругать себя за то, что плохо учился в школе.

Я работаю над созданием мужской серии. Она будет… злая. Злость и страх — великолепные чувства. Они чистые, без примесей и двигают человека вперед.

Я ценю в людях искренность, мне нравятся честные люди. Как правило, это дети не старше пяти лет.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Еда без ничего. Как живет единственная на Северном Кавказе сертифицированная пекарня без глютена
Как диагноз ребенка подтолкнул инженера из Ставрополя открыть пекарню для тех, кому даже крошка обычного хлеба может быть опасна для жизни
Сила воды: как рождается дагестанская минералка
От древних горных источников до современных заводов — рассказываем, как добывают и разливают легендарные воды
Герой России Хантемир Султанов: «Мы защищаем свою Родину, а значит, и свою семью»
В преддверии Дня Героев Отечества мы пообщались с подполковником Хантемиром Султановым — отважным сыном Дагестана, чья жизнь стала олицетворением беспримерного мужества
Тропики на шести сотках
Киви, миндаль, фисташки, авокадо, финики и ягоды годжи из собственного сада во Владикавказе — не утопия, а реальность для агронома Валерия Кабанова
Вросшие в камень: кафе и рестораны в необычных местах Кавказа
В регионах СКФО архитектура не пытается подчинить себе природу, а учится у нее. Кафе и рестораны, словно выросшие из скал, доказывают: на Кавказе даже камень становится частью уютной атмосферы
Полная версия