Галерея «Белый угол» — это буквально белый угол в маленькой комнате за сценой театра Школы кино и театра во Владикавказе. Если пройти небольшой зал и заглянуть за полотно киноэкрана, можно оказаться в подсобке, где на стенах неровно прокрашенного белым угла выставляются современные художники Северной Осетии.
В пятницу, 28 января, здесь прошла выставка Евгения Иванова «Птицы». «Птицы» — это видеоработа, которую автор впервые показал в 2018 году в зале бывшей Ольгинской женской гимназии, ставшей теперь корпусом физико-технического факультета местного университета.
— В пространстве сохранился купол дореволюционной домовой церкви — выглядит он потрясающе, и вот в этот купол проецировалось видео с птицами — стая птиц кружит в небе, — их можно наблюдать каждый год в нашем районе, — говорит Евгений Иванов. — Мы тогда придумали под куполом разместить большое круглое зеркало, в котором птицы и купол отражались. Получилось очень медитативное, завораживающее зрелище, зрители приходили, садились на стулья и «поднимали головы». В галерее «Белый угол» я показывал документацию «Птиц» с той выставки.
Выставка продлилась один день, а в следующую пятницу ее сменит другая. Экспериментальный формат — не в новинку для владикавказских художников, но впервые такие выставки открыты для всех, рассказывает создательница проекта «Белый угол» журналист и фотограф Анна Кабисова.
— Одно время наша богемная компания делала «квартирники» в мастерской художника Георгия Бораева, — говорит Анна. — Идея простая: каждый четверг кто-то из нас делал свою персональную выставку в мастерской. Звучит весомо, но условия были простыми: не относиться к этому слишком серьезно и помнить, что у нас что-то вроде экспериментальной лаборатории, где важнее не показать результат творческой работы, а скорее поговорить о ней. Вот эта обратная связь, обсуждение, анализ — были самой интересной частью квартирника, не считая последующей вечеринки, конечно. Второе условие — выставкой могла стать одна картина или одно видео. Масштабность высказывания не подразумевалась.
За короткое время художники сделали выставки в разных жанрах и форматах — от арт-объектов в виде банок со сгущенным молоком до читки документальных пьес. Потом хозяин мастерской уехал в США, и все закончилось, но спустя несколько лет к идее вернулись. Проект приютила Школа театра и кино Лейлы Теблоевой. В этом камерном театре всегда рады поддержать современное искусство — здесь проходят ярмарки современных художников и встречи местного киноклуба.
— В театре мы с фотографом Ольгой Юнашевой попросили себе угол для нашего проекта, в котором героини должны позировать на фоне белого угла, — вспоминает Анна. — Пока мы красили угол, он нам нравился все больше и больше, и потом я говорю: а что, если сделать тут галерею и так и назвать ее — «Белый угол»? Оля идею тут же горячо поддержала. Так все и началось. Или продолжилось. В галерее «Белый угол» та же концепция — каждую неделю новый автор, допустимы любые жанры, единственное, мы теперь открыты для всех, кому такой формат интересен.
В галерее могут выставляться все, кому это интересно: фотографы, поэты, графики, живописцы. Возрастных, профессиональных и жанровых ограничений нет.
— На странице галереи в Instagram есть фраза — «Открыты к сотрудничеству». И это с самого начала вызвало интерес и активность у художников. Буквально после первой выставки нас начали спрашивать об условиях и выражать желание у нас выставиться, — говорит Анна Кабисова.
Художников привлекает непритязательный подход галереи: можно выставить даже одно фото и сразу же получить обратную связь от представителей художественной среды и тех, кто интересуется искусством как зритель. Для последних галерея тоже открыта — анонсы выставок публикуются в соцсетях.
— Важно еще то, что выставки проходят в день киноклуба «Синематека Владикавказ», у которого уже есть своя аудитория — киноманы с удовольствием приходят и в галерею, — отмечает Анна.
Галерея открылась выставкой фотографий Инала Чочиева.
— Такое роуд-муви — снимки из путешествий, но это не документальная серия, есть в ней сюрреализм, поэтика сна, существования параллельной реальности, — рассказывает Анна. — Потом была моя выставка — две фотографии с натюрмортом. Идея заключалась в том, чтобы со дня моего рождения каждый день фотографировать натюрморт с фруктами, фиксируя ежедневные изменения и течение времени. Меня хватило на две недели, потом я это забросила и сделала последнюю фотографию ровно через год. На выставке было первое фото со свежими фруктами и фото год спустя — когда фрукты стали сухофруктами.
Третьей выставкой стали путевые фотозаметки Михаила Майсурадзе, а следом была выставка стрит-фото Ольги Юнашевой. Ее герои — случайные прохожие, городские сумасшедшие, бездомные.
— Эти люди — жители улиц, некоторые страдают от этого, а некоторым это нравится. Бабушки, которые вынуждены просить милостыню или копаться в мусоре, дети, которые вырастают на улице, попрошайничая, или бомж, живущий на перекрестке, хотя у него есть смартфон и ноутбук. Мне хочется запечатлеть это и показать, а не просто пройти мимо, — объясняет автор.
В ближайшие недели зрителей ждет еще несколько однодневных выставок.
— На первый взгляд такую периодичность сложно выдерживать, но так как концепция предполагает, что мы все делаем налегке и не усложняем самим себе задачу, то в случае отсутствия интереса сторонних художников всегда есть проекты «своих», которые можно показать, — говорит Анна Кабисова. — Уже запланированы четыре следующие выставки, и я думаю, что со временем, когда о галерее узнает больше людей, план выставок сам собой нарисуется сразу на год вперед.
Экспериментальные площадки — прекрасная возможность для самореализации, считает Ольга.
— "Белый угол" — это отличный пример того, что в Осетии любому творческому человеку можно самореализоваться. Главное только очень хотеть. Конечно, можно стремиться участвовать в российских и зарубежных выставках — и это очень круто, а можно устроить выставку практически у себя дома, позвав друзей и всех желающих, — говорит она.
Правда, открытие своей выставки Ольга пропустила, потому что переехала из родного Владикавказа в Москву. Куратор социокультурных проектов, кандидат философских наук Антон Вальковский, работающий в Северной Осетии, считает это симптоматичным.
— Во всем мире мы наблюдаем значительный интерес к современному осетинскому искусству — это подтверждают выставки в Уфе, Берлине. Тем не менее в собственной республике у современных художников нет никаких ресурсов для реализации творческих амбиций: ни постоянно действующего Центра современного искусства, ни бюджетов на проектную деятельность. Анна Кабисова — основатель галереи «Белый угол» и одна из основателей самоорганизации современных осетинских художников Hæshtæg — начинала свою деятельность в формате квартирных выставок еще в 2016 году. Шесть лет спустя она вынуждена по-прежнему проводить, по сути, квартирные выставки. Эта ситуация не уникальна для Северного Кавказа — как и в Северной Осетии, самоорганизации современных художников в Дагестане, Кабардино-Балкарии, Чечне не имеют региональной и институциональной поддержки, — считает культуролог.
Несмотря на это современные осетинские художники продолжают работать с темами локальной идентичности и трудного наследия региона, отмечает исследователь, и активно популяризируют регион.
— Хочется надеяться, что в скором будущем некая поддержка обязательно появится — либо со стороны региональных и федеральных институций, либо со стороны частного капитала. Но пока современное искусство Осетии ютится в пусть и в белом, но все же в углу. Пытаясь пробить стену непонимания, нереализованности и годами выстраданной боли.