Она создает модные коллекции, воспитывает четырех детей и через одежду рассказывает за океаном о своем народе. Зарина Ватаева побеждает в профессиональных конкурсах, прославляет Северную Осетию и доказывает: многодетная мама может быть успешной. Поговорили с художницей о творчестве с нотками традиций, мифов и истории.
Зарина, вы теперь не только модельер, но и спикер, эксперт в мире моды.
— Да, я рада с вами первыми поделиться прекрасной новостью. 3 октября в Москве можно будет послушать меня на сессии «Мода вокруг света. Разгадывая код культуры». Я выступаю спикером на BRICS+ Fashion Summit. Мероприятие пройдет в МКЗ «Зарядье». Всех буду рада видеть!
И недавно вы стали преподавать моду на Кавказе. Кому?
— Я обучаю студентов старших курсов колледжа управления и дизайна в Грозном, езжу туда из Владикавказа. Мои студенты — будущие модельеры российской и международной моды. Два раза в неделю у нас пары, а один день они посвящают художественному моделированию костюмов.
Почему именно Грозный, как так получилось?
— Мы познакомились с директором колледжа, когда их команда приезжала на экспозицию в Дом Вахтангова. Директор меня пригласил преподавать, я начала, и потом уже студенты меня не отпустили.
У вас самой ведь тоже профильное образование?
— Я художник-модельер, обучалась профессиональному художественному проектированию костюмов. Параллельно еще для себя ходила на курсы по рисунку и училась в музыкальном училище. Я разносторонний человек. Очень люблю историю и бумажные книги — в библиотеках, на блошиных рынках.
Почему мода?
— Я увлеклась шитьем еще в детстве. Помню, как бабушка открывала швейную машинку (она осталась мне по наследству), а я слышала аромат ситца и мела. Нитки тоже пахли как-то иначе. От бабули я потихоньку перенимала навыки и теперь понимаю, почему она не разрешала трогать свои ножницы. Это сакральная вещь. Мастер такими ножницами только создает.
В третьем классе я пришла в театр моды «Аланочка». Там начала писать исследовательские работы, связанные с модой, архитектурой, традициями, культурой, с передачей локальной информации через моду.
И еще в подростковом возрасте ваш талант оценил Вячеслав Зайцев.
— Да. Мне очень понравилось такое направление — передача исторического через современную ноту. Тогда Вячеслав Михайлович Зайцев проводил «Льняную палитру» в Плесе. Я поехала туда со своей коллекцией.
Мы встретились, и он сказал пророческие слова: «Деточка, у тебя этно-авангард». Тогда я еще не поняла, к чему он это сказал. Не могла связать этническую одежду с авангардом. Лишь когда вернулась домой, учителя объяснили, что за событие произошло в моей жизни.
Почему вы остались в этно-авангарде?
— Потому что мне очень нравится некричащая, истинная красота. То, что передается через орнамент в одежде, в архитектуре.
Когда изучаешь исторические памятники и одеяния, понимаешь, насколько красиво и осмысленно носилась одежда. Ты не просто одеваешься, ты надеваешь на себя информацию. Ты понимаешь, куда идешь, для чего и как себя ведешь.
Должно быть осознание того, что одежда подчеркивает лучшие стороны человека, чтобы придать ему уверенности или внести какую-то информацию в образ. Раньше одно только одеяние говорило, например, какого женщина рода. Насколько это было красиво, эстетично, и как-то мир вокруг казался сильнее.
Я считаю важным передавать этническую значимость через одежду. И я не про позднюю этнику, которая у нас на Кавказе была развита после Екатерины II, а более раннюю, до переселения. Насколько костюм и волокна, из которых создавались костюмы, были уникальны тогда.
История и традиции остаются неизменны. Как находите в этом что-то новое снова и снова?
— Вот пример. Нартские сказания я изучаю давно, и 15 лет назад я понимала их не так, как сейчас. Все это воплощалось в эскизах, в тканях совсем другими веяниями. Помню, как прочитала сказание «Три слезы Бога», взяла ткань в руки, начала делать муляж. В итоге у меня вышла целая коллекция.
Сейчас, когда я мама четырех детей, по-другому смотрю на жизнь, понимаю, насколько глубокий смысл заложен в этом сказании. О воспитании, о преемственности. Это передача ДНК из поколения в поколение. Нартский эпос тяжело читать, но творческий человек может это понять и воплотить.
Что еще вдохновляет?
— Бывает, на блошиных рынках встречаешь платья из бабушкиного сундука, еще времен революции. Продавцы не понимают, что у них в руках, поэтому эти вещи переходят уже в более опытные руки. Я так отобрала очень многое из того периода и из советского. Особенно интересно время, когда «джинс» появился, первые его маленькие такие отрывки.
Смерть близка, — я это знаю, —
Друг, не плачь и не жалей! —
Жизнь моя и все, что с ней
В этом мире покидаю, —
Стоят ли слезы твоей!..
Все, что я любил душою,
Что влекло меня вперед
И сейчас со мной умрет, —
Всякий вздорною мечтою
До сих пор еще зовет…
Детство — легкое виденье,
Юность — бешеный поток,
В бурю на море челнок,
Без порядка, без уменья, —
Розы, смятые в пучок…
Дальше бренная святыня,
Храм, разрушенный толпой,
Путь, промаянный с сумой,
Бесконечная пустыня,
Мрак холодный, гробовой…
Друг, теперь я умираю, —
Ты не плачь и не жалей!
Всю любовь души моей
Передай родному краю, —
Все, что я сберег для ней…
Коста Хетагуров, 1894
У вас есть коллекция, которая вдохновлена стихами Косты Хетагурова.
— Да, у него есть особенное для меня стихотворение «Другу», которое проникло глубоко в мое сердце. Я читаю его, закрываю глаза и представляю, что это: бархат, шифон или шелк. Постепенно все вырисовывается, создается силуэт, и я карандашом переношу образ на бумагу.
Он говорит не грустить, какая бы боль ни была, он посвятил свою любовь родине. Он просит передать, чтобы это было слышно. И вот эта его последняя фраза как бы стала строчкой в моей коллекции «Сад нартов». С ней я была на закрытом показе Volga Fashion Week в Казанском Кремле и вошла в топ-5 модельеров страны.
Где еще в мире носят вашу одежду с этническими мотивами?
— Сегодня кавказские восприятия опять вошли в моду. И, конечно, это очень сильно радует. Мне, как художнику, лестно видеть, что люди одеваются в этническом стиле. Мои изделия носят в Китае, США, во Франции, в Италии, в странах СНГ, конечно.
Ваш топ модельеров. Кого носить?
— Если говорить о мире, то это дом Эльзы Скиапарелли, чья школа осталась и в наши дни, ее стиль сохранился. Среди российских современных дизайнеров мне нравятся Юлия Янина, Алена Ахмадуллина, Ульяна Сергеенко, Игорь Чапурин и Татьяна Кочнова.
Как вы совмещаете материнство и творчество?
— Когда я стала многодетной мамой, я не остановилась в карьере. Хотя на Кавказе и нечасто такое встретишь. У меня три дочери и недавно родился сын. Материнство придало мне много сил, вдохновения. Когда я увидела любовь и гордость детей, этот блеск в глазах, я стала счастливее не просто как творческий человек, а вот как мама. С такими эмоциями как раз появилась коллекция «Сад нартов».
Над чем вы сейчас работаете? Чего ждать в ближайшее время?
— Работаю над новой коллекцией весна-лето 2025. Она тоже с новым взглядом на нартский эпос. Коллекция называется Donbettyr — по имени повелителя воды и морской стихии Донбеттыра. Много ручной вышивки, все пронизано бесцветной нитью. Это будет стихия воды в проявлении моды.