Второй тату-пирсинг фестиваль Северного Кавказа собрал сотни поклонников и два десятка мастеров культуры модификации тела. Правда, за весь округ пришлось отдуваться татуировщикам и пирсерам из Ставрополя и других городов края.
Пока истинно кавказский фотограф интересуется, комильфо ли снимать забитые цветными рисунками мужские икры, мастера раскладывают на столах оборудование и ждут первых клиентов. Татуировки и пирсинги, сделанные на фестивале, дешевле, интереснее и участвуют в конкурсной программе.
Михаил (клетчатая рубашка, кольцо в носу, по два кольца в каждом ухе и губе) прокалывает ноздрю отважной девушке. Ставропольские хипстеры, коллеги Миши, снимают процесс на айфоны.
— У нас по-прежнему модно пробивать язык, крыло носа, верхнюю часть уха, — загибает пальцы пирсер, закончив работу. — Часто спрашивают имплантаты. Это когда под кожу помещают специальные силиконовые вставки, вырезанные по нужной форме: звезды, стрелы, рожки. Через какое-то время они приживаются. Но мы этим не занимаемся, и, насколько я знаю, никто в Ставрополе такие штуки пока не делает.
— А вот у нас в городе вы не увидите даже парней с кольцами в носу. Делают татуировки и прячут, — делится наблюдениями тату-мастер из Кисловодска Роман Степлер (Туаев).
Рыжеволосая супруга Степлера недовольно наблюдает, как мужу накалывают на спине очередной индейский орнамент («С детства индейцев люблю»). У нее нет пирсинга и тату, и она их не одобряет.
Пять лет назад Роман открыл на курорте свою тату-студию Stigmata.
— В Кисловодске люди более консервативны и зажаты, чем, скажем, в Ессентуках или Лермонтове. Казалось бы, 20 километров между городами, но разница в подходах, в стилистике татуировок ощутимая. Наша основная публика — от 30 лет. С молодежью работать не так интересно. Они берут мейнстримные эскизы, приходится одну и ту же татуху бить по 20−30 раз. А человека взрослого можно переубедить, придумать с ним что-то авторское. Но в целом парни чаще выбирают орнаменты, девушки предпочитают акварельные тату.
— А когда вас спрашивают, что ваши татуировки означают, вы не беситесь?
— Уже привык, — потирает Роман расписное плечо, — отвечаю сразу и с конкретным адресом.
Двадцатилетняя Лиза терпеливо ждет, пока на бедре ей прорисовывают контур будущей татуировки — красногрудый снегирь на фоне разверзнутой пасти пантеры.
Мимо проходят парни с пиратскими шхунами на предплечьях и стареющий рокер с Оззи Осборном во всю спину.
— Нет, обычно это абсолютно не больно, — ловит вопросительный взгляд Лиза. — Вот лопатки, колени, локти — там действительно неприятно, а так — даже прикольно. Хотя, конечно, зависит от болевого порога у человека.
У Лизы эта татуировка — третья, и бить ее она приехала в Ставрополь из Пятигорска.
Часовой сеанс работы у хорошего мастера стоит от тысячи рублей. За это время можно набить маленький монохромный крестик. Более крупное тату требует нескольких часов работы.
— Оборудование недешевое. Но машинка за сорок тысяч рублей окупается за две недели. В Ставрополе у меня много клиентов, татуировки приносят около ста тысяч в месяц. Причем я бы не сказал, что супервостребован. Профессионалов в городе достаточно, и у каждого свой подход, — рассказывает Максим Сорокин, владелец студии Tattoo-Vorobei. В профессии он четвертый год, его работы не раз попадали в каталог «Топ-100 лучших тату-мастеров России».
— У меня артистический стиль — нет ровных линий, нечто среднее между free-hand и реализмом. В одной работе обычно использую от двадцати оттенков. Порой клиенты боятся цветного пигмента. Думают, что он выцветет, потускнеет. А на самом деле черный портится гораздо быстрее. За одно активное лето на свежем воздухе монохромная татуировка может потускнеть на четыре-пять тонов. Цветные рисунки выгорают дольше.
Тату-мастеру Даше Прониковой двадцать один. У нее два высших образования и выбритый висок. Одна половина головы выкрашена в огненно-рыжий, другая — в блонд. Работает третий год, последнее время — в ставропольской студии Devil.
— Птички, перышки, крылышки — спрашивают постоянно. Просят: наколи мне, кольщик, птичку. И, если честно, дико раздражают. Но эти рисунки востребованы, поэтому мы их делаем. Вообще, говорят, в следующем году станет очень популярна акварель и ориентальные узоры. А так — чем проще, тем моднее… Очень приятно видеть, что стереотипы о татуировках уходят в прошлое и люди перестают их бояться. Раньше многие думали, что татуировщик — это бухающий маргинал, который трясущимися руками чего-то там колет. А салон — грязный подвал, где можно подцепить заразу. Такое уже не встретишь. Во-первых, мастеру очень сложно получить лицензию на работу (надо пройти массу проверок), во-вторых, абсолютно все иглы и емкости для краски — одноразовые и стерильные. А многие мастера проходят медицинские курсы.
— Купола у вас хоть раз заказывали?
— У татуировщиков тоже есть свои стереотипы. Мне попадались такие заказчики, но я им отказывала.
— А брови просят наколоть? Сейчас же в тренде широкие, соболиные…
— Брови могут делать как татуировщики, так и специалисты по татуажу. Но там нужны другие машинки и другой пигмент, отличный от того, которым бьют обычные тату. Лично я за это не берусь — вижу очень много примеров ужасно сделанных бровей и не рискую. А вообще тату-мастер, конечно, с этой работой справится. Ну и будет на лице у девушки постоянная татуировка вместо временного татуажа.
— Не умея рисовать, можно научиться делать татуировки?
— Меня часто об этом спрашивают, и приходится людей разочаровывать. Не умея рисовать, человек не поймет даже, как идет линия. Без таланта не вижу смысла пытаться и вкладываться в оборудование.
На кушетке лежит парень в желтых очках а-ля «Страх и ненависть в Лас-Вегасе». Его тату-мастер разглядывает эскиз — натуралистично изображенное сердце, потом прикладывает рисунок к правой стороне груди клиента.
— Дима, а зачем тебе два сердца? — спрашивает кто-то из толпы.
— Как зачем? Одно для меня, — Дима, улыбаясь, показывает на левую сторону груди. — А другое для моей жены.
— Тогда, может, для жены стоит наколоть себе второй мозг?
Дима не отвечает. Он примеряет к себе эскиз. Через несколько часов на этом месте появится контур второго сердца.