— У первой же клиентки случились слезы. Это нормально. У меня люди часто плачут. Мне говорят иногда, что на встрече со мной почувствовали себя как на приеме у психолога. Раньше я отвечала: «Вы не пошли к психологу, вы пошли к хорошему стилисту». А сейчас, да, люди приходят к стилисту-психологу.
Сияна Расулова — персональный стилист из Дагестана и одна из немногих на Северном Кавказе.
Все началось четыре года назад с блога о моде и работы главным редактором в глянцевом журнале, а первая клиентка появилась случайно: написала с просьбой разобрать гардероб. Потом Сияна поняла, что ей нужно профессиональное образование. Она обучилась у шведского психолога-стилиста Стеллы Клар и известного стилиста из Украины Романа Медного, а следом было множество курсов не только по стилистике, но и по визуальным коммуникациям.
«Это Кавказ» поговорил с Сияной о том, почему в Махачкале много любительниц моды, но мало стилистов и существует ли в природе какой-то особенный кавказский стиль.
— Тебя называют первым стилистом в Дагестане, это так?
— Да, длительное время в этой сфере я была одна. Только через два−три года у меня появились коллеги.
— Много лет у нас проходил фестиваль моды «Кавказский стиль», местные модельеры делают успехи за пределами республики, да и обилие бутиков с кричащими брендами в провинциальной Махачкале говорит о том, что к моде в Дагестане стремятся. Как вышло, что здесь очень долго не было профессионального стилиста?
— Здесь нет рынка. Магазинов много, запрос на услуги стилиста большой, но нет рынка, в котором стилисту удобно было бы работать.
К примеру, классическая услуга стилиста — совместный шопинг. В Махачкале ее проводить очень сложно. Если мне нужно купить себе пальто, я могу выделить для этого выходные и поискать подходящий вариант в магазинах. Стилист же должен за четыре часа подобрать вам пару «верхов», «низов», обувь, сумку, пальто, аксессуары. В общем, собрать образы. Он не может пойти с клиентом и потратить все выходные на то, чтобы купить одно пальто. К тому же он заранее идет на пре-шопинг, чтобы знать, куда повести клиента. У нас только стали появляться сетевые магазины а-ля Mango и Zara. Но не все хотят одеваться в сетевых магазинах.
Еще один нюанс. Ты легко оденешь клиентку с размерами S-M. Но приходят с размером XS, как я сама, приходят с размером XL. Ты можешь найти вещь нужного размера в магазине, но сколько времени тебе придется поколесить для этого по городу? И, скорее всего, она будет в единственном экземпляре. Ты приходишь с клиенткой в магазин после пре-шопинга, а приглянувшейся вещи уже нет. Кроме того, у нас все магазины раскиданы по городу — разъезды отнимают уйму времени.
— Какой он, дагестанский стиль? Что тебя в нем как стилиста раздражает?
— Меня ничего не раздражает. Если кого-то раздражает манера одеваться других людей, ему нужно сходить к психологу. Мне часто говорят, что перед встречей со мной готовились. Но если стилист всех подряд оценивает по одежде, значит, у самого стилиста есть проблемы. Люди одеваются по мере своих возможностей, вкуса и сил. Большая трагедия, если у человека нет ресурсов, понимания, что его внешний вид много значит. Возможно, он просто устал в какой-то момент своей жизни, а может, в самом начале не смог найти свой образ.
— Как ты можешь описать портрет типичной махачкалинки?
— На самом деле нет такого портрета. Ко мне приходят очень разные женщины. Для меня как стилиста большая удача жить и работать в Дагестане, с его смешением различных национальных культур, менталитетов. Это прослеживается даже в образах современных махачкалинок.
Я сделала отдельный проект для покрытых девушек (одевающихся по нормам ислама — Ред.), и, насколько мне известно, он был первым в России. У меня есть клиентки в хиджабах из Казахстана, Америки и Германии, с ними я работаю онлайн. На эту же тему я проводила несколько коуч-сессий со стилистами из Эстонии, Варшавы, Германии. Конечно, хотелось бы (так, собственно, и происходит сейчас), чтобы ко мне приходили покрытые девочки не потому, что я единственный стилист для них, а потому, что им важен и интересен именно мой подход.
— Стереотип о кавказском стиле: парень с прической «итальянкой», в черной кожаной куртке, джинсах, белых носках и черных туфлях, ну или в знаменитых красных мокасинах. Девушка ярко накрашенная, с длинными выпрямленными черными волосами, стразами и огромными лейблами на одежде, тоже в черном. Есть предположения — как и почему сформировался такой стиль?
— На улицах Махачкалы этого давно не увидишь. Ребята и девушки одеваются очень современно, в духе большого города. Недавно видела молодого мужчину в удлиненном пуховике, шапке и объемных кроссах. Когда бы мы раньше могли увидеть здесь такое? Вижу молодых людей с интересными прическами, одетых как скейтеры в Нью-Йорке — и таких не единицы. Их немало. А что касается «итальянки», кожанки и мокасин, мне кажется, этот образ уже давно себя изжил. Он мог быть актуален лет десять назад, может, даже раньше.
— Правда ли, что стилем могут «заморочиться» только те, у кого много денег?
— Конечно, неправда. Стиль — это вообще не про деньги. Это абсолютный миф, который очень удобно использовать людям для того, чтобы не работать над собой.
Если тебе нечего есть, негде жить и ты не знаешь, на что купить куртку своему ребенку, наверное, пока этот вопрос не для тебя. Но если ты тратишь даже совсем небольшую сумму в месяц на одежду, то почему бы не купить то, что подойдет тебе и решит проблемы в гардеробе? Порой одна рубашка из Zara за 2−3 тысячи рублей позволит легко собрать несколько стильных образов с уже имеющимися вещами.
— Встречаешь ли нежелание клиента меняться и как в таких случаях поступаешь?
— Да, но не часто. Некоторым клиентам вынуждена отказывать в совместном шопинге, если вижу, что они пока к нему не готовы. То, что они захотят купить сейчас, можно купить и без меня. А то, что я могу им предложить, они пока морально не готовы воспринять. Сейчас я работаю больше как психолог и уже четко «считываю» человека. У клиента не должно возникнуть стресса, любой профессиональный стилист должен понимать это и предложить не травматичный вариант перемен в гардеробе. Нет задачи сделать «Модный приговор», когда ты зашел в комнату, тебя одели как манекен, а в сознании ничего не произошло. Не зря 90% участников подобных телешоу продолжают одеваться так же, как одевались до «преображения». Они никак не поработали над своим стилем. Хотя я рада, что есть такие передачи, они показывают человеку, что все возможно.
Коллеги рассказывали о ситуациях, когда клиентка осталась в полном восторге от совместного шопинга, поблагодарила, даже написала отзыв. А стилист, придя в этот же магазин спустя две недели, узнает, что девушка все вещи вернула. То есть либо человек оказался не готов к переменам, либо была другая причина. Ну, тут надо уточнить, что огромное влияние на всех нас оказывает мнение мужа и других родственников. Бывает так, что ко мне приходит женщина 40 лет, мать четверых детей, для которой мнение собственной мамы — самое важное. Но я всегда говорю: я не работаю на вашу маму. Я работаю на вас, давайте разбираться с вами.
— Ты сталкиваешься с пренебрежительным отношением к своему делу?
— С пренебрежением никогда не сталкивалась, у меня хорошо проработаны границы. Ко мне приходят люди, понимающие, куда идут. Но однажды была поучительная история, в самом начале моей работы. Мне написала девушка с просьбой подобрать ей образ для важного торжества в Кремле. Поскольку времени оставалось очень мало, мы не смогли встретиться и решили подобрать ей образ онлайн. Она озвучила свои пожелания, я подобрала и прислала ей несколько полноценных образов. В разговоре выяснилось, что ей в подборе гардероба обычно помогает муж. Поэтому я сразу порекомендовала показать эти образы и ему. Они все обсудили, и вроде им моя работа понравилась. На следующий день она пишет: «Муж сказал, что соберет для меня образ лучше». «Стоп, — говорю ей. — Это хорошо, но я уже сделала для вас работу. Если вы от нее отказываетесь, оплатите мне просто первичную консультацию». «А почему я должна вам платить?» — был ответ. «Если вы едете куда-то на такси, приезжаете и вдруг меняете свое решение, вы не оплачиваете услуги?» Тут девушка стала обесценивать мою работу. Для меня это был вопрос не денег, а моих личных границ. Она так и не заплатила, но я была удовлетворена тем, как повела себя в этой ситуации, и это был единственный подобный случай.
— У тебя не возникало идеи сотрудничества с местными дизайнерами?
— О сотрудничестве не задумывалась. Пробовалась сама в дизайне и пошиве капсульной марки, но ее никто не увидел, она меня не устроила.
Люди постепенно тянутся к нишевым дизайнерам, небольшим маркам. У нас тоже развивается эта сфера. Я прекрасно отношусь к этому, рада, что есть выбор. Никто обычно не начинает делать сразу классно, человек пробует, делает что-то не так, осознает это, работает над ошибками и делает чуть лучше. И в итоге через год-два у него могут получиться отличные вещи.
— Можешь выделить любимый дом моды или бренд одежды?
— Мне больше интересны не конкретные марки или имена. Я очень люблю бренды, которые думают не только о деньгах, но и о чем-то еще.
— Об экологии?
— Естественно. Конечно, я могу выделить Стеллу Маккартни как единственного человека в люксе, который пропагандирует экологичный образ жизни и ненасилие. Если шерстяные изделия — то это козы и барашки, которых бережно стригут. Есть марка Matt&Nat, которая изготавливает одежду из переработанных материалов, например из кожуры банана. Мне нравятся такие концептуальные бренды с ответственностью. Конечно, мы к этому постепенно придем. Надеюсь, это будет на моем веку. Спрос среди известных богатых людей растет, и неизбежно это станет общей тенденцией.
— Ты не планируешь разбирать мужской гардероб?
— Нет, я не работаю с мужчинами принципиально.
— А в Дагестане есть в этом потребность?
— Меня об этом часто спрашивают. Бывает, что жены интересуются, делаю ли разборы гардероба мужчинам. Женщина может работать с мужчинами как стилист, если она такая «тетка-тетка» в хорошем смысле слова. Чтобы не возникало лишних проблем. Дело в том, что мужчина может перенести образ своей жены на стилиста-женщину и получить от нее вдохновение, которого не нашел дома. А женщина не должна вдохновлять чужого мужчину. Одно дело, когда ты — стилист в магазине и твой контакт с мужчинами такой же формальный, как, к примеру, у продавца-консультанта или у сотрудника в банке. И совсем другое — работать с человеком персонально.
Будет круто, если появится парень, который будет работать с мужчинами. С ними, конечно, работать легче, у них иные задачи и подход к выбору своего образа.
— Ты успешный стилист, блогер и мама двоих маленьких детей. Как ты научилась распределять свое время между семьей и работой?
— Мой график пока очень гибкий, я постоянно экспериментирую с ним. Старшей дочке пять лет, сыну полтора года. С детьми мне помогают близкие. В нашей семье не принято заказывать еду, для меня этот момент тоже важен. Мне легче спланировать свой день так, чтобы принять двух клиентов в один день, а следующий полностью провести дома. Если одна неделя получилась загруженной работой, то на следующей неделе я все время нахожусь дома, встречаюсь с друзьями.
В идеальном мире я буду просыпаться не позже пяти утра. Делать гимнастику, готовить завтрак. Потом проснутся мои дети, мы пойдем гулять. Поработаю где-то четыре часа. Сейчас я стремлюсь к этому. Мне очень близка фраза: «Нужно работать не 24 часа в сутки, а головой». Стараюсь следовать ей.