Национальный музей Чечни находится в самом центре Грозного — напротив рынка «Беркат». Четыре высокие башни, украшающие здание музея, притягивают взгляды туристов. И даже те, кто приезжает в столицу по делам, стараются выкроить время, чтобы познакомиться с его экспозицией. Чтобы вы не пропустили ничего важного и уникального, чем гордится главный музей республики, мы подготовили подборку самых интересных экспонатов, которые советуем посмотреть в первую очередь. Выбрать их нам помогла заведующая отделом новейшей истории Чечни Айшат Вараева.
Это один из наиболее ценных экспонатов музея. Доспехи, которым нет аналога на Северном Кавказе, были обнаружены военнослужащими в подземном сооружении у села Тусхарой Итум-Калинского района при строительстве погранзаставы в 2001 году.
Состоят они из кольчатого панциря в сочетании со сложным боевым оголовьем с антропоморфным забралом-личиной, кольчато-пластинчатой бармицей и «низким шлемом», на котором выбиты полумесяцы и звезды. Причем все эти детали датируются разным временем — от XIV до XVIII века, то есть они использовались на протяжении четырех столетий, очевидно передаваясь по наследству. По отдельности оголовья и кольчуги встречаются нередко, но доспехи целостной комплектности — очень редкая, уникальная находка.
Директор музея Ваха Асталов рассказал, что, по преданию, доспехи принадлежали чеченскому рыцарю эпохи средневековья Амри Бока. Предводитель Тусхароя Амри Бока и 40 его друзей-воинов часто отправлялись в военные походы, внушая уважение и страх не только на земле предков, но и в соседних пределах. Большую дружбу Амри вел с князьями Грузии, где нашел и свою любовь в лице юной грузинской княжны, и свою гибель. Когда он попросил ее руки, братья девушки хотя и были против, не посмели отказать ему напрямую. Они уговорили сестру поднести жениху бокал с отравленным вином, и рыцарь, зная об этом, безропотно принял яд из рук возлюбленной.
В Национальном музее каждый экспонат официально имеет свою стоимость, которая фиксируется в актах. Но в разделе «Картины» в графе «Стоимость» написано: «Бесценно».
Картинная галерея настолько богата, что посетители иногда не верят в подлинность полотен: «Что? Тропинин в Чечне? Невозможно!» Тем не менее это подлинники, которым удалось выжить после разрушительных военных событий. Более сотни образцов русской и западноевропейской живописи ХVIII-ХIХ веков были извлечены из-под завалов в 1994—1996 годах. Половина из них отреставрированы во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени Грабаря, остальные находятся там на реставрации в настоящее время.
Жемчужиной коллекции считается картина Ивана Айвазовского «Лунная ночь» (1868). Она вернулась в Грозный после реставрации в 2014 году — к 90-летию музея.
Искусствовед Милана Хадчукаева, которая возглавляет музейный отдел изобразительных искусств, с сожалением говорит, что пострадали не только картины, но и документы на них. К счастью, сохранился паспорт картины Василия Тропинина «Юноша с книгой», похищенной из музея. Московские полицейские нашли картину и сдали на временное хранение в Государственный музей-усадьбу «Останкино», а благодаря документам «Юноша» вернулся в грозненский музей.
Еще одна из достопримечательностей музея — «Автопортрет в бурке с ружьем» («Портрет горца») кисти Петра Захарова-Чеченца (того самого, что был привезен с Кавказа генералом Петром Ермоловым и вдохновил Лермонтова на создание образа Мцыри). Кто на самом деле изображен на портрете — остается загадкой. До революции он значился как «Портрет горца». Советские искусствоведы считали, что автор изобразил себя в образе горца, чтобы передать свою связь с родиной. Современные исследователи склоняются к тому, что работа не является автопортретом: на ней изображен зрелый мужчина, а Захаров прожил всего 33 года. Да и сходства с юношеским портретом, написанным его однокурсником по Академии живописи Михаилом Скотти, не наблюдается.
Персидский безворсовый ковер на основе золотой нити «Райский сад» (XV век), а также кувшин для омовения и чаша XIX века были переданы музею писательницей, искусствоведом, доктором исторических наук Ниной Молевой. Ковер, принадлежавший национальному герою народов Северного Кавказа имаму Шамилю, долгое время хранился в семье чеченской поэтессы Раисы Ахматовой. Во время военных событий в Грозном она вывезла его в Москву и отдала своей подруге Молевой со словами: «Когда в Чечне закончится война, верните их на родину». Нина Михайловна выполнила волю подруги, передав ковер, а вместе с ним кувшин и чашу из своей коллекции искусств председателю Союза писателей Чечни Канте Ибрагимову, который привез эти бесценные дары в музей.
Мимо этого удивительного экспоната не пройдет никто. А спортсмены, едва переступив порог музея, сразу спрашивают: «Где здесь обувь самого высокого?»
Вася-Чечен, Гулливер, великан с сердцем ребенка, центровой из поднебесья — так называли Увайса Ахтаева, лучшего советского баскетболиста середины прошлого века, самого высокого на тот момент в мире. Ему и принадлежали эти «гулливерские» ботинки 55 размера. Говорят, однажды Вася наступил на ногу грузинскому игроку из тбилисского «Динамо», который пытался его прессинговать, и тот просто упал в обморок.
Увайсу с его 236 см роста и 190 кг веса, естественно, все шили на заказ: и одежду, и ботинки, и даже носки. На грозненском заводе «Красный молот» изготовили 3-метровую кровать. Первая его машина «Победа» была с усиленной подвеской, поднятой крышей и без переднего сиденья — Вася управлял ею, сидя на заднем.
Ботинки и другие личные вещи легендарного баскетболиста передала в дар музею супруга Ахтаева Тамара.
В коллекции Национального музея представлены денежные купюры, имевшие хождение на территории Чечни — это деньги Терской республики, Общества Владикавказской железной дороги, красного командира Николая Гикало, треста «Грознефть», Северо-Кавказского эмирата.
Эмират был образован в горах Чечни и Дагестана в 1919 году. Имам эмирата, дагестанский шейх Узун-Хаджи, стремясь сделать новое государство горцев независимым, решил изъять русские деньги и выпустить свои. Для этого в столице эмирата — Ведено — был создан монетный двор, где купюры печатали с помощью литографических камней, которые также представлены в музее. На купюрах эмирата красуется его герб: весы, опирающиеся на винтовку и шашку, с зеленым знаменем на одной чаше и раскрытым Кораном на другой. Герб увенчан короной с чалмой и покоится на лежащем полумесяце с тремя звездами. На печати имеется надпись по-арабски: «Слуга бедных Узун-Хайр».
По преданию, шейх мешками раздавал свои деньги на базарах в селах Ведено, Шали и Старые Атаги. И по сей день у чеченцев есть поговорка: «Как деньги Узун-Хаджи» — так говорят о чем-то, чего много, а толку нет. Впрочем, для коллекционеров эти деньги бесценны.
Эта экспозиция — одна из самых богатых. Что не удивительно, ведь холодное оружие было у каждого горца и составляло предмет его гордости. За хороший кинжал могли отдать целое стадо овец.
Среди экспонатов привлекают внимание кинжал и шашка, изготовленные одним из самых знаменитых чеченских мастеров-клиночников Чиллой Муртазалиевым, уроженцем селения Старый-Юрт (сейчас — Толстой-Юрт). Кинжал был сделан в Чечне в 1884 году, а шашка — чуть позднее во Владикавказе, где Муртазалиев имел свою мастерскую.
В свое время мастер преподнес эти кинжал и шашку царю Николаю II, а тот отдарился швейцарскими карманными золотыми часами.
Эти уникальные экспонаты приобретены на аукционе в Париже и возвращены в Чеченскую Республику ингушским бизнесменом и меценатом Алиханом Харсиевым.
Чеченки всегда ценили красивые украшения и носили их не только с праздничной одеждой, но и с повседневной. Но национальные платья (габали) с богатым поясом (дохка) могли позволить себе лишь очень состоятельные женщины. Пояса шили из кожи, украшали бронзовыми и серебряными пластинам с гравировкой, зернью, филигранью, позолотой, сердоликом, бирюзой, другими полудрагоценными и драгоценными камнями. Отличительным признаком габали были нагрудники (туйдаргаш) — нашитые на платье от ворота до талии 16−20 рядов серебряных, а иногда с позолотой застежек. Причем застегивались только нижние 4−6 рядов, остальные играли роль украшения.
Зал, посвященный столице республики, совсем молодой — его открыли осенью 2018 года, к 200-летию Грозного. Фотографии, представленные здесь, охватывают историю города начиная с крепости Грозная и заканчивая современными проектами.
Фотовыставка не оставляет равнодушными не только местных жителей — тех, кто помнит довоенный Грозный, но и приезжих.
— По этой разбитой дороге мы под бомбежками выезжали колонной из города, — посетительница музея показывает фотографию своей спутнице, и та не может сдержать слез. — Над нами кружились вертолеты, пришлось остановиться. Женщины и дети вышли из машин и размахивали белыми простынями. Слава Богу, они покружились и улетели. Нам чудом удалось в тот день выехать живыми… Давай лучше посмотрим на восстановленный город?