Необычное селение Лисри находится в ста километрах от Владикавказа, в самом центре Мамисонского ущелья, на высоте 2000 метров над уровнем моря. Добраться туда можно только на автомобиле — желательно хорошей проходимости, особенно если вы решили отправиться в путешествие не летом. Мамисонское ущелье нередко щедро укрывает снег еще в середине осени или ранней весной — в том числе поэтому там и собираются строить горнолыжный курорт «Мамисон». Запаситесь водой и перекусом: по дороге после Алагира уже не будет придорожных магазинов или кафе, в самом Мамисоне уж точно.
Дорога от Владикавказа занимает примерно два часа, но пролетают они незаметно — так красив и живописен путь. Сперва вы промчитесь по алагирской трассе — это сельскохозяйственные поля, горы на горизонте, пасущиеся коровы и лошади. От Алагира до Зарамага еще примерно час, за который мимо пронесутся Богоявленский Аланский женский монастырь, величественная статуя святого Уастырджи прямо в скале, «грушевое» селение Унал, а там уже рукой подать до Зарамага. И здесь надо обязательно выйти из автомобиля, чтобы полюбоваться грандиозной панорамой Зарамагского водохранилища.
Сразу за бирюзовым искусственным озером поворачиваем направо в сторону Мамисонского ущелья — а там еще полчаса до Лисри.
За эти тридцать минут вы проедете мимо недостроенного в советское время санатория, остатков сел с башнями и просто безумной красоты видов с лесами, полями и рекой.
Лисри вы не пропустите, даже если попали в ущелье впервые — село, как сказочное видение, вдруг проявится в солнечной дымке или немного спрячется в тумане — как повезет. К селению от основной дороги ведет хорошая проселочная дорога, и подъехать можно вплотную. Но для тех, кто не ленится, самый лучший совет — пройтись пешком. Так Лисри будет как на ладони.
До середины XIX века Лисри было одним из наиболее крупных селений в ущелье. Затем большинство жителей села покинуло его и переселилось в предгорья. Лисри — село не древнее, оно возникло примерно в конце XVII века, объясняет историк Марат Цагараев. До того место долго пустовало из-за периода похолодания в средние века. В XVII веке Осетия была сильно перенаселена, и в эти места в поисках земли потянулись многие осетинские фамилии.
Несмотря на относительную молодость, все селение целиком занесено в государственный реестр объектов культурного наследия — как исторический памятник федерального значения. В ауле было 14 башен, среди которых выделяется замок Дарчиевых — это несколько боевых и жилых башен, объединенных общей оградой.
Большой интерес у туристов вызывают сакральные постройки — это церковь Успения Богородицы, заложенная в 1897 году и возведенная на средства местных жителей, и святилище Мидгау дзуар, посвященное покровителю села.
Сегодня церковь стоит полуразрушенной, но даже так можно увидеть, насколько красивой она была. Храм был центром духовной жизни обитателей Лисри, где было тогда около шестидесяти дворов. Рядом с церковью была школа, но она не сохранилась. Такая же участь ожидала бы и церковь — долгое время она стояла заброшенной, разваливалась и зарастала бурьяном, но после передачи церкви Богоявленскому Аланскому женскому монастырю удалось включить памятник в федеральную программу, и в будущем году ее ожидает реставрация.
Интересно рассмотреть и живописные надгробные плиты на церковном кладбище рядом — летом они красиво и печально зарастают цветами, повествуя о людях, живших в селе. Отдельного внимательно осмотра требует и большое кладбище немного в стороне от аула — здесь множество красивейших каменных крестов, от вида которых захватывает дух.
Любопытство вызывает и святилище — говорят, что ему больше тысячи лет. Уникальным его делает и тот факт, что это единственный на Северном Кавказе зиккурат, то есть ступенчатая башня ритуального назначения, сложенная из необработанных камней без раствора. Дзуар, к сожалению, тоже пребывает в печальном состоянии.
Полуразрушенными стоят и многочисленные башни в ауле. Но и сегодня они выглядят впечатляюще — особенно под патиной времени — так красиво расписали дожди, ветра и мхи поверхность камней. Башни, примыкающие к ним жилые дома и хозяйственные постройки образуют узкие улочки, поэтому Лисри называют городом-лабиринтом.
На вершине одной из башен заложен камень с изображением змеи. Это что-то вроде оберега, тотема рода Рамона — фамилии Рамоновых. Согласно легенде, которую пересказывает актриса и драматург Рита Рамонова, как-то раз змея подползла к плачущему младенцу, оставшемуся без присмотра во время полевых работ, и успокоила его, подав ему кончик своего хвоста вместо соски. Змею после этого почти все в округе стали воспринимать как священное существо.
Со строительством курорта «Мамисон» у жителей республики появилась надежда на то, что реконструируют не только церковь, но и весь город-лабиринт. В Лисри хотят устроить не просто музей, а «живое пространство»: восстановить удивительно красивые улицы и другие объекты, а часть древностей — законсервировать.