Если двигатель — сердце машины, то Дмитрию Лобойко из Владикавказа удалось познать ее душу. Пару лет назад любовь к своему делу и горным поездкам заставила моториста автосервиса с 17-летним стажем купить «Ниву». Сделал «жестянку», усилил ходовую часть, поставил мощный двигатель. Машина получила также мосты от уазика и дорожный просвет в 30 см. Так из «Нивы» родился НиУАЗ с почти неограниченными внедорожными возможностями: глубокая колея, брод, болото.
— Мне предлагали большие деньги за машину, но в нее столько сил вложено, столько средств, она бесценна, с ней невозможно расстаться. В любой момент она готова «в бой», — говорит Дмитрий. — Люди же покупают джипы и порой бывают уверены, что везде проедут. И это часто играет с ними злую шутку. Джипом нужно еще уметь управлять. Где-то на газ нажать, где-то — отпустить, знать, с каким давлением в шинах ехать.
В топе поломок на горной дороге — пробитые колеса. Дмитрий говорит: причина в неправильном подборе шин. Горный сланец режет обычную городскую резину будто бритва. Об этом знают не все, и не каждый возит с собой запаску.
— Легковые авто не рассчитаны на горные нагрузки. Слабый двигатель и система охлаждения, отсутствие полного привода. К примеру, на «девятке» водитель остановится на крутом подъеме, а тронуться уже не сможет.
Так машины улетают с дороги в овраги и кюветы, застревают в снегах или в грязи. В таких ситуациях и приходит на помощь Дмитрий и его «горный патруль».
— Я люблю природу и все свободное время бываю в горах на своем НиУАЗе. Люди об этом знают и обращаются. Сначала звонили друзья-джипперы, потом — друзья друзей, а сейчас — и вовсе незнакомые люди.
В машине у Дмитрия все нужное для спасения авто. Несколько тросов, цепи, компрессор, лебедка, домкрат для внедорожников, комплект для ремонта шин, фонари, резиновые сапоги и многое другое.
— Лебедка мне нужна в первую очередь для себя. Если уж я на своей машине застряну, меня вряд ли кто-то спасет. Нахожу ближайшее дерево или камень — это бывает своеобразный упор — и вытягиваю себя или упавшие в овраг машины.
Спасатель-экстремал вспоминает недавнюю историю. Спас из снежного плена два джипа. Снега по бампер, в машине женщина и дети, колеса над обрывом, бензин почти на исходе. Второй джип ехал на помощь и также увяз в снегу. Дмитрий поочередно вытянул обоих и вывез на равнину.
В свободное от ремонта машин и спасения людей время Дмитрий Лобойко проводит экскурсии. Как он любит говорить, показывает горам людей.
— Мне нравится наблюдать за приехавшими в горы. Иногда от восхищения туристы плачут.
Самый популярный маршрут у гостей Северной Осетии — тур по трем ущельям: Кармадонскому, Даргавскому и Куртатинскому. Опытный джиппер считает, какие бы достопримечательности ни встречались по пути, главное, чтобы поездка была безопасной.
Только внедорожник. Если в горах нужно съезжать с асфальта на грунтовку, высокий клиренс, полный привод и хорошая резина позволят не попасть в беду.
Опыт вождения в горах. Без него не стоит ехать на малознакомые перевалы или в непогоду. А еще лучше взять опытного проводника, который подскажет нужную дорогу на развилке.
Берегите тормоза. На спуске не давите все время на педаль, а спускайтесь, притормаживая двигателем. Перегрев колодок может грозить отказом тормозов.
Все свое вожу с собой. В малолюдные места берите хотя бы минимальный набор инструментов: домкрат, гаечные ключи, буксировочный трос, запаска, литр масла и антифриза.
Мокрая трава — хуже гололеда. В дождь она становится слишком скользкой. При попадании колес на мокрую траву вырулить сложно даже опытному водителю на подготовленном авто.
Не заехал — «стравись». Стандартное давление в шинах — от 2.1 до 2.5 атмосфер. На таких колесах можно ездить по асфальту. На крутых подъемах, мокрой траве, в грязи или в снегу рекомендуется «стравить» воздух до 1.5, а иногда и до 0.5 атмосфер. Это позволит увеличить «пятно контакта» колеса с поверхностью.