Есть несколько вариантов перевода названия «Теберда». Но когда речь идет о городе-курорте на севере Тебердинского заповедника, забываются все варианты, кроме одного — «дар божий».
Курорт Теберда возник благодаря чудесному исцелению — в 1870-х годах супруга капитана Кузовлева излечилась здесь от чахотки. Кузовлев был не простым человеком, а помощником начальника Баталпашинского уезда, то есть практически всей нынешней Карачаево-Черкесии. 1883 год, когда Федор Кузовлев построил первую семейную дачу на берегу озера Каракёль, считается годом основания курорта. Кстати, после переезда в Теберду супруга Кузовлева прожила еще 20 лет.
Среди «первопоселенцев» был и Ислам Крымшамхалов, карачаевский художник, просветитель и общественный деятель. Он тоже страдал от туберкулеза, «чумы XIX века». Поселившись в Теберде, Крымшамхалов в полной мере ощутил целебные свойства здешнего воздуха и стал одним из главных благоустроителей курорта. В 1910-м на имя тогдашнего наместника на Кавказе Иллариона Ивановича Воронцова-Дашкова было написано письмо, и уже в следующем году в Теберду приехали землемеры. Началось строительство казенных дач — прообразов современных пансионатов.
В том же 1910-м на Пироговском съезде врачей в Москве Теберду официально признали горноклиматическим курортом. Прежде всего, для легочных больных. Теберда стала альтернативой не только крымской Ялте, где традиционно лечились отечественные астматики и туберкулезники, но и дорогостоящим курортам Швейцарии, Италии и Греции. Популярность Теберды росла стремительно: перед революцией здесь было уже 40 «оздоровительных дач» и пансионат «Царица воздуха» (ныне один из корпусов санатория «Теберда»), принимавшие несколько тысяч человек в год.
Через Теберду проходила единственная дорога — Военно-Сухумская. Из-за растущего потока отдыхающих было принято решение о строительстве железнодорожной ветки через Теберду и дальше, до самого Черного моря. Для этого собирались прорубить несколько тоннелей в горах Главного Кавказского хребта — затея, которая даже по нынешним временам кажется невероятной. Но Первая мировая война положила конец этим планам — возможно, к лучшему для Теберды.
Первые советские здравницы здесь появились уже в 1923 году, а в 1930-е Теберда превратилась в привилегированный курорт, тут строили санатории крупные министерства и ведомства. Во время войны, когда Теберда была оккупирована немецкими войсками, это обернулось трагедией: немцы были уверены, что на таком курорте могут лечиться только крупные партийные деятели и их дети. По свидетельствам очевидцев, в 1942 году в Теберде были убиты десятки больных детей.
В 1943-м весь карачаевский народ был депортирован в Киргизию и Казахстан, но на послевоенном восстановлении и развитии курорта это не отразилось — сама Теберда никогда не была карачаевским селением, в отличие от соседних сел Верхняя и Нижняя Теберда.
В 1960-е Теберда стала крупнейшим в СССР противотуберкулезным курортом, где только медицинский и обслуживающий персонал насчитывал 1200 человек. В 1971 году поселку присвоен статус города-курорта.
Теберда и в наши дни не утратила ни статуса курорта федерального значения, ни своих главных достоинств. Природа здесь по-прежнему ошеломляюще прекрасна, воздух по-прежнему целебный, неплохо сохранилась санаторная и туристическая инфраструктура. Через Теберду, как и сто лет назад, проходит единственная дорога — бывшая Военно-Сухумская, ныне — федеральная А155 «Черкесск — Домбай». До Домбая отсюда 25 километров или 20 минут на машине.
Благословенный дар Теберды — не что-то одно, а горы, леса, луга, реки и озера в совокупности. Они и создают уникальный микроклимат — гости курорта описывают местный воздух как «восхитительный» и «кристально чистый», не задумываясь о научном объяснении этого феномена.
Город-курорт Теберда так естественно вписан в ландшафт долины одноименной реки, что больше напоминает тихий стародачный поселок. От красоты окружающих пейзажей захватывает дух. В долине реки и на окружающих горных склонах растут реликтовые сосновые леса, выше начинаются субальпийские и альпийские луга, природа выглядит совершенно нетронутой человеком. С одной стороны, девственность здешней природы имеет простое объяснение: все-таки это территория Тебердинского биосферного заповедника, в Теберде находится его центральная усадьба. С другой стороны, жители соседнего, не менее заповедного, Домбая устали жаловаться на многочисленные экологические нарушения.
В Теберде природа играет первую скрипку, и люди стараются ей подыгрывать. Городок утопает в садах — яблони, вишни, груши, алыча… Стоит приехать сюда в конце апреля, чтобы окончательно влюбиться. В это время Теберда словно плывет в бело-розовых облаках цветущих деревьев. Порывы ветра подхватывают лепестки, и они кружат по городу, как хлопья розового снега. Незабываемое зрелище.
Теберда — идеальное место не только для лечения заболеваний дыхательных путей. Нервная система здесь тоже с благодарностью отдыхает. В Тебердинском ущелье удивительно тихо, ничто не нарушает покоя гор. Кажется, что потрясающую тишину можно пить, как и душистый целебный воздух. Огромные сосны растут повсюду — в центре города, на территории турбаз и санаториев, вокруг озера на выезде из Теберды в сторону Домбая (летом тут можно купаться и загорать на маленьком пляже). Ночью, когда город спит, слышно, как шумит река Теберда.
В 1980-е в Теберде были проведены неудачные административные преобразования, а в 1990-е ситуация усугубилась общими экономическими проблемами в стране. Курорт потерял клиентов, и поток отдыхающих до сих пор не восстановился. Раньше, вздыхают местные жители, в городе были отличные дороги, кафе и рестораны, курортная жизнь кипела круглый год. Сейчас Теберда оживляется лишь летом и в сезон новогодних праздников, когда в гостиницах Домбая не хватает мест. Большинство турбаз и пансионатов опустели в 1990-е, лишь недавно их начали приводить в порядок. Однако все здесь надеются, что возрождение уникального курорта не за горами.
Санаториев, пансионатов, домов отдыха и турбаз в Теберде хватит на всех. Стоит особо отметить, что два крупнейших противотуберкулезных санатория, «Теберда» и «Нарат» (по-карачаевски — «сосна»), находятся в прямом ведении Минздрава РФ, что подтверждает высокий статус и качество курорта.
Лечебный профиль курорта не ограничивается заболеваниями дыхательных путей. Сюда стоит приехать людям с заболеваниями сердечно-сосудистой и эндокринной системы, желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата. В Теберде давно применяются бальнеотерапия, грязелечение, гирудотерапия, лечение нарзанами и так далее.
В Теберде с удовольствием отдыхают и здоровые (или, как говорят врачи, «недообследованные») люди. По сравнению с соседним Домбаем здесь больше культурных объектов. В Теберде расположена центральная усадьба Тебердинского биосферного заповедника, при которой работает необычный «зоопарк» — сотрудники заповедника предпочитают называть его демонстрационным вольерным комплексом. Действительно, с тесными городскими зоопарками общего мало: на территории почти 8 гектар на просторных огороженных участках живут представители кавказской фауны, больше двух десятков видов. И только бурого мишку, отличающегося, по рассказам, свирепым нравом, посадили в прочную клетку. Посещение вольерного комплекса оставляет самые лучшие впечатления даже у тех, кто ненавидит «классические» зоопарки.
Стоит заметить, что знаменитая восстановленная популяция тебердинских зубров находится не здесь, а на Архызском участке Тебердинского заповедника.
Центральная усадьба выполняет функции турбюро: разработаны десятки пеших и конных маршрутов по окрестностям, рассчитанные на 1−2 дня. Реки, озера, водопады, источники нарзана, горные луга — все великолепие здешней природы находится буквально в пешей доступности. В усадьбе можно получить и маршрут, и проводника.
Все маршруты платные, а для прохождения некоторых (Алибекское ущелье, Чучхурские и Суфруджинские водопады) требуется еще и разрешение Пограничного управления по КЧР, так как они расположены в пограничной с Грузией зоне.
В Теберде работают два очень интересных музея. Первый — Государственный Карачаево-Черкесский историко-культурный и природный музей-заповедник (кстати, в его ведении находятся знаменитые аланские храмы Х века в Нижнем Архызе). В коллекции музея, по-советски основательной, представлены уникальные археологические находки и предметы старины. Второй — Дом-музей Ислама Крымшамхалова, одного из первопоселенцев Теберды, художника и просветителя. Здесь представлены предметы культурной жизни Карачаево-Черкесии рубежа ХIХ-ХХ веков.
Помимо многочисленных баз отдыха остановиться в Теберде можно и в частном секторе: жители охотно сдают комнаты и дома. Вообще, проживание в Теберде становится особенно выгодным в высокий зимний сезон, когда цены в Домбае резко взлетают, а количество мест в гостиницах стремится к нулю. Самый экономичный вариант зимнего горнолыжного отдыха — приехать на своей машине, поселиться в Теберде и оттуда ездить в Домбай, благо расстояние между курортами всего 25 км. Между Тебердой и Домбаем ходят такси и маршрутки, но ежедневно ездить туда и обратно на таком транспорте со всей горнолыжной амуницией не слишком удобно.
Санатории и пансионаты обычно обеспечивают постояльцев трехразовым питанием. Кроме столовых и ресторанов при гостиницах в Теберде есть несколько кафе с хычинами, а также два форелевых хозяйства. В них можно и поесть (по всем канонам кавказского гостеприимства, когда стол ломится от еды), и просто купить форель для самостоятельного приготовления. Рыба, к сожалению, не местная — разводить в бассейнах кавказскую речную форель слишком сложно, но очень вкусная. Вылавливают ее при вас и готовят, как пожелаете.
Стоит посетить местный рынок, где можно приобрести не только плоды кавказской природы и огородов жителей Теберды, но и сувениры. Один из самых популярных — кавказские травы для заваривания полезного чая.
Ближайший аэропорт находится в городе Минеральные воды (Ставропольский край), ближайший железнодорожный вокзал — в Невинномысске. Автобусное сообщение связывает Теберду с Минводами, Невинномысском, Ставрополем. Все рейсы идут через Черкесск. Время в пути от Минвод на автобусе — около 6 часов, на такси — около 3 часов.