Сегодня подавляющее большинство жителей республики – мусульмане. Однако появление ислама в Ингушетии ученые датируют концом XVIII века. А когда-то здесь царили и языческие культы верховного бога Дяла, и богини плодородия Тушоли, и покровителя охоты Елты. Средние же века принесли в эти края христианство: Аланская митрополия распространяла свое влияние на многие территории Северного Кавказа. Много воды с тех пор утекло, но о прошлом христианской веры безмолвно свидетельствуют древние храмы, а будущее – за новыми строящимися церквями Ингушетии.
Эпоха средневековья оставила Ингушетии в наследство немало старинных храмов и часовен. Назвать их точное число затрудняются даже специалисты. Часть этих построек определяется учеными как христианские культовые сооружения, часть – как языческие святилища. Тем не менее само их наличие для историков – загадка, ведь на территории соседней Чечни, населенной родственным по происхождению народом, подобных построек не обнаружено.
В большинстве своем древние ингушские храмы представляют собой однонефную базилику. По своей архитектурной форме они напоминают грузинские. По одной из предлагаемых учеными версий, все эти храмы строились грузинами на торговых путях. Основная часть этих строений находится между реками Асса и Терек. Обычно гостей республики возят на экскурсии в Ассинское ущелье к трем самым известным из них:
•к великолепному Тхаба-Ерды, претендующему на звание самого древнего российского храма;
•к Алби-Ерды, старинному трехалтарному комплексу;
•к Таргимскому храму, известному своим уникальным подземным склепом.
Впервые храм Тхаба-Ерды был описан в XVIII столетии путешественником Штедером, дивизионным квартирмейстером российской армии. Более подробно он был изучен веком позже известным исследователем Кавказа В.Ф. Миллером. На протяжении многих лет это уникальное сооружение оставалось центром духовной жизни ингушского народа: здесь жили старейшины, здесь заседал вайнахский суд Мехк-Кхел, здесь собирались общенародные сходы.
Точная датировка создания этого культового комплекса затруднена: до сих пор ведутся горячие споры о времени его постройки. Изыскания осложняются многослойностью его архитектуры: храм неоднократно перестраивался и ремонтировался, это заметно даже невооруженным взглядом любителя. Так, например, резная ктиторская композиция на западном фасаде явно создана из обломков более старого изображения.
Тхаба-Ерды причислен к памятникам архитектуры федерального значения. Здесь был выполнен полный цикл реставрационных работ. Историки считают, что первоначально храм был освящен во имя Михаила Архангела, и, возможно, являлся частью древнего монастыря: об этом свидетельствуют найденные неподалеку остатки других, скорее всего хозяйственных, строений.
В начале прошлого столетия в Слепцовской станице, чье нынешнее официальное название Орджоникидзевская, стоял Покровский храм. Но в тридцатые годы его постигла участь, выпавшая в то время на долю многих русских церквей: он был разрушен советскими борцами с религией. Сегодня на месте прежнего алтаря сооружен Поклонный крест, а для всех верующих открыл свои двери новый Покровский храм. Строительство его продолжалось чуть менее десяти лет, и сейчас поселок украшает изящное нарядное строение: бело-голубая однокупольная церковь. Освящение ее состоялось в 2012 году, а еще через пару лет было принято решении о создании на базе Орджоникидзевского Покровского храма мужского монастыря. Правда, насельников в Ново-Синайской обители пока еще немного.
Есть в Ингушетии еще два действующих православных храма: в Карабулаке и в станице Вознесенская. Однако сейчас это, по сути своей, обыкновенные дома с оборудованным алтарем. Там проходят службы и совершаются таинства, но с архитектурной точки зрения, это совсем не те, привычные взгляду, завораживающие своей красотой христианские церкви. В будущем православный кафедральный собор появится и в столице республики: проект строительства храма в Магасе уже утвержден Патриархом.