Началось все довольно нелепо: трое мужчин, отдыхавшие на каспийском побережье недалеко от Махачкалы, подобрали на пляже маленького тюлененка. Не зная, как ему помочь, позвонили в Приморский край — директору Реабилитационного центра «Тюлень», известному художнику и писателю Лоре Белоиван. Та связалась с дагестанской журналисткой Светланой Анохиной, которая согласилась взять на себя доставку детеныша к ветврачу.
Спасательная операция проходила ночью. Благодаря соцсетям Светлана нашла водителя, биолога и ветеринара, перевезла животное в Махачкалу. Специалистов по лечению тюленей в Дагестане нет, поэтому ветеринара консультировали по телефону из Приморья.
«Вот перед тобой, такой теплый, уютный, с глазами этими, что-то на своем тюленьем языке лающий. И ты радуешься, что успел, думаешь, какие же мы молодцы все-таки! И Лора на своем Дальнем Востоке, и эти ребята, что его нашли и Лоре позвонили, и Омар, ветврач, что никуда, ни в какие „домой“ не поехал, а в 2 часа ночи ждет вас с тюленем. И Ренат, какой молодец, что встал, оделся и сел за руль, и Оля, что с ним поехала, потому что она биолог и может быть полезна. И такое у тебя чувство, что вы вместе горы свернуть можете, нужно только позвонить или написать, даже если ты в жизни не видел этого человека, и все придет в движение. И тут случается непоправимое и из тюлененка прямо на столе в ветклинике уходит жизнь. И ты, огромный человек, могущий ВСЕ — ничего не умеешь поделать и как-то уговорить этого тюленьего пацана пожить еще немножко. Ведь забрали же, довезли, подключили и врача, и всех. Уже нашлись люди, что договаривались о невозможном — переправке его туда, к Лоре и у „невозможного“ понемножку отваливалось „не“. А он, дурак, ничего про это не знал и умер. От ужаса. Он был маленький. А страх очень большой», — написала Анохина на своей странице в Фейсбук.
Лора Белоиван подняла в соцсети еще один пласт проблемы: «Оказывается, каспийский-то тюлень — промысловый вид в России. В Туркмении, в Азербайджане — в Красной книге, в Казахстане не в Красной, но промысел не ведется, а в России и в Дагестане — квоты на добычу… Промысловый вид, ага. Эндемик, численность которого падает со скоростью метеорита».
По данным управления Росрыболовства по Дагестану, в республике, как и в Астраханской области, действительно существуют определенные квоты на промысел тюленя. То есть, имея специальное разрешение, тюленей можно отлавливать на продажу, несмотря на то, что это исчезающий вид.
Однако в Дагестане квота не используется. «Уже лет десять квоты выделяются, но никто их не просит. Рыбаки их не используют потому, что это сложный промысел и требует специального дорогого оборудования», — пояснили в региональном управлении Росрыболовства.
Тем не менее численность каспийской нерпы стремительно сокращается. По данным ведомства, в настоящее время в дагестанской акватории насчитывается около 40 тысяч млекопитающих. Раньше их было намного больше. Теперь это редкий зверь, популяцию которого пора восстанавливать.
Осенью 2016 года СМИ сообщали о том, что на берегу Каспийского моря обнаружены сотни трупов тюленей. А первые случаи массовой гибели этих животных впервые были зафиксированы еще в конце 1990-х годов. По словам эксперта международной Каспийской экологической программы Ахмеда Мунгиева, в 1998 году на берег постоянно выносило трупы мертвых животных, их были тысячи. Сейчас они встречаются реже, но это не значит, что тюлени перестали гибнуть. Возможно, численность популяции так уменьшилась, что уже и гибнуть-то некому.
— Существует несколько версий, почему гибнут тюлени, — говорит эколог. — Возможно, это связано с каким-то вирусным заболеванием, например чумкой. Нельзя исключать климатический фактор — из-за потепления площадь льдов на Каспии уменьшилась. Тюлени размножаются на льду, популяции пришлось уплотняться, а это в свою очередь могло способствовать распространению эпидемий. Наши исследования в 2000 году показали, что в тканях мертвых тюленей было сильно, до 50 раз, превышено содержание пестицидов, в том числе запрещенных. Дело в том, что старые химикаты хранятся безобразно и могут попадать в морскую воду. В частности, в Избербаше (город в Дагестане. — Ред.) на берегу моря был полуразрушенный склад пестицидов.
И, наконец, еще одна версия, которая объясняет не только гибель тюленей, но и общую ситуацию с Каспием. Дело в том, что Каспийское море миллионы лет находилось в великолепной изоляции, здесь не было протоков, которые сообщались бы с Мировым океаном. Благодаря этому в Каспии сохранились уникальные виды, в том числе осетровые. После постройки Волго-Донского канала в 1952 году вместе с балластными водами судов в море попал гребневик — мелкое хищное животное, которое нарушило пищевой баланс всей экологической системы Каспия. Гребневик выел планктон, который служил пищевой базой для мелкой рыбы, которая в свою очередь была кормом тюленей. Кстати, в те же годы, когда начали гибнуть тюлени, резко снизилась добыча кильки и другой рыбы.
Трудно сказать, какой именно фактор стал решающим, возможно, дело в комплексе этих факторов. Но популяция тюленей заметно снизилась и вопросом ее восстановления, насколько мне известно, никто не занимается, — заключил Ахмед Мунгиев.
Впрочем, в Прикаспийском институте биологических ресурсов Дагестанского научного центра РАН утверждают, что сейчас разрабатывается план действий по восстановлению популяции тюленя.
А местные власти планируют создать тюлений госпиталь недалеко от Дербента, куда рыбаки могли бы доставлять животных, угодивших в сети и получивших травмы. Там зверей будут лечить, выхаживать и отпускать на волю.
«Рыбаки сейчас просто отпускают раненых тюленей, которые попадают в сети, или убивают их, потому что они кусаются. Довезти их до берега и передать специалистам не так просто», — говорят в институте.
Бюджетных средств на строительство реабилитационного центра не предусмотрено, спонсоров и меценатов, которые готовы вложиться в такой проект в Дагестане, тоже пока нет. В Нидерландах, например, такие госпитали живут за счет туристов, которые приходят на экскурсии в тюленьи центры спасения.
Что же делать, если вам встретился раненый тюлень или его детеныш? Специалисты говорят: лучше не трогать, чтобы не напугать животное. Тюленята, кстати, часто остаются одни именно потому, что их матери чего-то испугались и уплыли, бросив малыша.
Есть общие правила спасения тюленей: вызвать специалистов, не шуметь, не трогать животное, не кормить и не поливать водой, как это делают в кино. Раненого зверя, нуждающегося в помощи, нужно быстро доставить в ветклинику. Лучше всего в такой ситуации позвонить в МЧС. Спасатели смогут эвакуировать животное и доставить к ветеринару. В Росрыболовстве тоже есть горячая линия, куда можно сообщить о браконьерстве, но там не спасают животных, а высылают наряд, который будет ловить преступников.