Старейший кинотеатр на Северном Кавказе, любимый владикавказцами «Комсомолец» после десятилетий упадка обрел новую жизнь как культурный центр. Обновленный комплекс на проспекте Мира общей площадью более 2000 кв. метров включает концертный зал на 498 мест и выставочные пространства. Торжественное открытие прошло 27 сентября в рамках VI Международного кавказского фестиваля «Мариинский-Владикавказ», приуроченного к 240-летию города и 100-летию республики.
Кинотеатр открыли братья Эмиль и Шарль Пате в 1907 году. Как было написано в газете «Терек», первопроходцы кинематографа приехали во Владикавказ из Парижа «с целью синематографическим способом снять жизнь Кавказа».
Эмилю и Шарлю Пате так понравилось во Владикавказе, что они решили не только снимать тут кино, но и показывать его. Братья арендовали часть особняка местной жительницы Александры Аксеновой, построенное в 1887 году на Александровском проспекте, и открыли синематограф своего имени.
Сначала зал вмещал 250 зрителей, которых после 40-минутных сеансов развлекали акробаты и певцы. Благодаря «Пате» горожане услышали голос самого Шаляпина. В кинотеатре показывали «нашумевшие и привлекательные для зрителя» фильмы. Газетная хроника тех лет сохранила названия некоторых сеансов: «фильмы русской золотой серии «Тайна барского дома», «И грянул бой».
В 1911 году к Малому залу в особняке Аксеновой пристроили Большой. На втором этаже нового помещения разместилась гостиница, а в подвале — ресторан «Сан-Ремо». Владельцы кинотеатра, состоятельные владикавказцы Насон Захаров, Самуил Позин, Иосиф Аптекман и Самуил Шихман, оборудовали залы дорогой аппаратурой и покупали новейшие киноленты.
После шести лет успеха, когда грянула революция, синематограф братьев Пате национализировали и 14 января 1923 года переименовали в «Госкинотеатр 2», потом — в «Совкино 2», с 1931-го по 1935 год он именовался «Горец». А свое ставшее легендарным название кинотеатр получил в 1936 году.
Жители Владикавказа, вспоминая детство, обязательно расскажут, как ходили в «Комсомолец», об ажиотаже перед премьерами и вкуснейшем мороженом в рожке. Кинотеатр специализировался на показах детского и юношеского кино и был одним из самых популярных в городе. В нем также проводились лекции и встречи с мастерами кино.
После распада Советского Союза кинотеатр начал постепенно умирать. В 2000-х в Северную Осетию приезжал известный киновед, исследователь творчества Сергея Эйзенштейна, основатель Музея кино в Москве Наум Клейман. Посетив кинотеатр «Комсомолец», он предложил открыть здесь Синематеку, выделил средства на покупку кинопроектора и прислал коллекцию фильмов. Проект не удалось реализовать, так как зданию требовался ремонт.
Вдохнуть жизнь в «Комсомолец» пыталась и известная в Осетии режиссер-документалист, историк Алина Акоефф. В 2011—2013 годах она организовала тут кинолекторий и показы фестивальных лент.
Долгожданная реставрация началась в 2020 году, когда правительство Северной Осетии передало здание Мариинскому театру. Средства выделил Благотворительный фонд Валерия Гергиева. Проект разрабатывался в течение года: собирались архивные данные, фотографии.
— Не много материалов осталось по нашему объекту: пара нечетких фотографий и те следы, которые мы нашли под штукатурным слоем. В начале прошлого века весь архив, в котором были чертежи и, возможно, фотоматериалы, к сожалению, сгорел, — рассказал главный инженер реставрационно-строительной организации «ИП Голиев» Анри Плиев.
Другой проблемой стало отсутствие части кровли Большого зала: она обрушилась после пожара. Здание стояло под открытым небом, долго не отапливалось, в результате стены намокли, часть кирпичной кладки и связывающего ее раствора пришли в негодность.
Во время работ под несколькими слоями штукатурки нашли уцелевшие фрагменты потолочной росписи в холле на первом этаже. Их воссоздали после ремонта потолка. Над росписями трудилась команда местных художников. Ценным открытием стала и кирпичная кладка, также спрятанная под штукатуркой — сейчас к дореволюционному кирпичу можно прикоснуться и ощутить дуновение тех времен, когда Владикавказ только-только стали приобщать к искусству кино.
— Кирпич сохранен полностью, а те места, где приходилось его восстанавливать, закладывались аналогичным кирпичом того времени, — рассказывает Анри.
Основные цвета в отреставрированном здании — нежно-зеленый и терракотовый. Специалисты опирались на сохранившиеся фрагменты красочного слоя.
— В задачи реставрации входит донести историческую правду будущим поколениям. И чем ближе она будет к оригиналу, тем лучше. Фасады восстановлены в том виде, в каком были изначально, за исключением некоторых надстроек советского периода, — говорит Анри.
В новом культурном центре намерены по-прежнему уделять внимание детям. Об этом на открытии рассказал главный дирижер и худрук Мариинки Валерий Гергиев.
— Мне хочется верить, что первыми, кто выиграет от открытия нового культурного центра, станут дети. Мы планируем проводить ежедневные мероприятия для детей. Но это не значит, что оркестр Мариинского театра уехал и не собирается возвращаться. Конечно, мы также будем насыщать программу.
Будет ли в новом культурном центре кроме музыки и выставок еще и кино, маэстро не сказал. Слухи о том, что Малый зал планируется сделать именно киноконцертным, подтвердил Анри Плиев. Специалист добавил, что в культурном центре намерены также создать экспозицию об истории «Комсомольца».
Восстановление бывшего кинотеатра — это лишь часть преображений, охвативших исторический центр Владикавказа. Как изменился город, рассказал Валерий Гергиев:
— У Владикавказа уникальная история. Интересные здания здесь начали строить еще в царские времена, и, чтобы сохранить эту историю, уже много сделано. За последние 10 лет мы восстановили филармонию, реконструировали Музыкальный театр и сегодня говорим о новом культурном центре, который появился прямо в сердце города. Хочу поблагодарить всех, кто ждал это событие. Я полон ощущениями от акустики нового зала, от красоты здания как внутри, так и снаружи: историческая часть Владикавказа восстановлена очень тщательно. И люди, которые отвечали за это, работали действительно от души.