Урочище в горном Дагестане с трудным для неместного человека названием Виттурзивалу иногда называют музеем живописи под открытым небом. Имен авторов этих картин мы никогда не узнаем. Изображения сделаны прямо на скалах множество столетий назад.
Земля Дагестана богата удивительными памятниками древности. Это стоянки каменного века, поселения и могильник эпохи бронзы и железа, античные и средневековые города. В горах республики есть и то, что ученые обнаружить никак не думали, — наскальная живопись. Причем по количеству, разнообразию и богатству древних писаниц Дагестан занимает главенствующее место в археологии всего Кавказа.
В науке сложилось мнение, что наскальные изображения — дело рук скотоводов и охотников, земледельцы же расписывали керамику. Поэтому в горном Дагестане — а это один из очагов древнего земледелия — подобные памятники даже не искали, пока совершенно неожиданно археолог и краевед Магомед Исаков в 1957 году не обнаружил сделанные краской изображения у высокогорного села Чирката. Находка послужила толчком для поисков писаниц в центральной части республики. За короткий срок в горах обследовали 26 местонахождений писаниц — более 7 тысяч рисунков. Это крупнейший на Кавказе очаг древних рисованных изображений.
Самая крупная в Дагестане галерея первобытно-наскальной живописи расположилась у села Кара, в урочище Виттурзивалу. Село находится на правом берегу реки Казикумухское Койсу, на высоте 1500 метров над уровнем моря.
В 1964—1965 годах здесь работала археологическая экспедиция под руководством Валентины Котович. В горах неподалеку от села ученые наткнулись на древнюю живопись.
Здесь оказалось более тысячи рисунков эпохи ранней бронзы. По мнению археологов, в Дагестане ни до, ни после не было встречено памятника древнего искусства, который мог бы сравниться с рисунками ущелья Виттурзивалу.
В урочище находятся 23 группы компактно расположенных рисунков IV-I тысячелетий до н.э. — больше тысячи изображений. Протяженность их расположения — около полутора километров.
По рисункам археологи в основных чертах воссоздали быт и культуру населявших эти места племен. Рассматривая каринские петроглифы, можно живо представить себе древних всадников, их вооружение, способы охоты на животных. Ближе и понятнее становятся заботы земледельцев: тяжелым трудом они создавали и обрабатывали в горах небольшие поля, а с помощью магических заклинаний и обрядов пытались обеспечить хороший урожай. Вырисовываются и религиозные представления древних племен: обожествление ими сил природы, культ солнца, воды и животных. Образ зверя — тотемного предка — занимал центральное место в религиозно-обрядной жизни первобытных коллективов. Изображения животных нередко покрывали каменные стены древних святилищ.
Все рисунки исполнены охрой — ее палитра включает различные оттенки желтого, красного и коричневого. Охру изготавливали из богатых железом сидеритовых руд путем обжига и растирания. На чем замешивали образовавшийся порошок, пока не выяснено. Археологи предполагают, что в Дагестане, как и в других регионах, это были вода, жир, сок растений и кровь.
Старожилы Кара называют наскальные рисунки в ущелье «письменами шайтана». Раньше люди из аула обходили урочище стороной. Детям не позволяли спускаться в ущелье, старушки во время сенокоса к вечеру старались уйти подальше, даже взрослые мужчины предпочитали в одиночку не посещать эти места. В таких укромных местах, согласно этнографическим источникам, в древности располагались культовые места и святилища. До 30−40-х годов люди продолжали их побаиваться.
Сейчас все иначе. По соседству с петроглифами, а порой и поверх древних изображений заметно творчество вандалов: рисунок танка, надписи «Мага», «Патя» и «Я здесь был», с горечью констатирует выходец из Кара гид Калеб Шмидт. Он проводит экскурсии по селу и «шайтанскому ущелью» и мечтает, чтобы о Виттурзивалу узнало побольше людей, чтобы в урочище приезжали туристы и путешественники. Вскоре в Кара с его помощью откроется гостевой дом. «Горе-художников», считает Калеб, надо привлекать к ответственности.
— Общественность села Сивух нашла того, кто разрисовал скалы — природный памятник на перевале у села, и заставил «художника» убрать свое творение. Вот хороший пример.
Наскальные изображения охраняются государством и включены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия. Но в Дагестане объектов культурного наследия множество и к каждому памятнику охрану не приставить, считает начальник отдела Агентства по охране культурного наследия республики Абдулмажид Абашилов.
— Ответственность по сохранению памятников берет на себя местная и районная администрация, — говорит он. — Кстати, об отношении общественности к объектам культурного наследия. В селах, там, где глава местной религиозной общины призывает бережно относиться к старым мусульманским кладбищам, как правило, мусульманские памятники — стелы, зияраты и так далее — в приоритете. Другие памятники, особенно те, которые не имеют собственников или являются заброшенными, находятся в плачевном состоянии.
По словам Абашилова, если рисунки в Виттурзивалу еще в хорошем состоянии, то в других местах Дагестана наскальной живописи нанесен существенный вред. Причем встречаются надписи, сделанные на аджаме — письменности на основе арабского алфавита, она была в ходу в Дагестане до 1928 года; и на латинице — ей пользовались до 1938 года.
— К большому сожалению, современные реалии таковы, что «массовый и варварский „туризм“ не оставляет надежд», — считает он.
Сможет ли государство защитить памятник и станет ли урочище Виттурзивалу объектом организованного туризма — покажет время. А пока в Дагестане готовится к выпуску в виде монографии рукопись Валентины Котович о работе ее экспедиции в республике. По словам главного редактора издательского дома «МавраевЪ» археолога Рабадана Магомедова, отредактированный текст с черно-белыми фотографиями автора и современными снимками выйдет в свет весной 2020 года.