История
Просветитель ингушей: как на Кавказе ищут потерянные рукописи Фомы Горепёкина
5 июля, 2024
Долгие годы терский лесничий по крупицам собирал сведения об истории и культуре ингушей. Спустя столетие ученые пытаются отыскать его архив, бесценный для народа, ставшего жертвой тотальной депортации

7 июля Ингушетия празднует 100-летие своей государственности. Эта дата привязана ко дню образования отдельной Ингушской автономной области после упразднения Горской Республики. Так совпало, что в этот же день, 7 июля, исполняется 150 лет выдающемуся кавказоведу и просветителю Фоме Ивановичу Горепёкину, который всю свою жизнь посвятил изучению языка и истории ингушского народа. К сожалению, большинство его научных работ так и не было опубликовано, но в Ингушетии чтят память этого бескорыстного подвижника, создателя азбуки ингушского языка, и продолжают искать и изучать его труды.

Казак-ученый

— О Горепёкине я впервые узнал в 1972 году из книги «Героический эпос чеченцев и ингушей». Автор Уздият Далгат отмечала, что труд Горепекина «Ингуши» утерян. С тех пор меня не покидала мысль найти что-нибудь из его сочинений, — рассказывает этнограф, краевед, архивист-исследователь Берснако Газиков.

Поиски увенчались успехом лишь в декабре 1995 года: в архиве Российской академии наук в Петербурге Газикову удалось обнаружить несколько рукописей Горепёкина. Позднее, найдя служебные документы, исследователь восстановил биографию Фомы Ивановича.

Горепёкин родился 7 июля 1874 года в станице Ессентукской Терской области (ныне город Ессентуки) в семье священника. В 1898 году окончил Аргунскую низшую лесную школу и четверть века отработал на лесной службе, пройдя путь от помощника лесничего до ревизора лесов Горской Республики. Женился на Софии Поляковой, у них родились дочери Валентина и Татьяна и сын Владимир.

Работая лесником, Горепёкин увлекся изучением природы и народов Кавказа. Круг его интересов был огромен — от ботаники и зоологии до истории и лингвистики. Он выявил 150 видов дикорастущих кустарников, собрал 2000 видов жуков и 500 видов бабочек, на спине перенес в Тифлисский ботанический сад 1500 живых растений, в Терский областной музей сдал гербарий из 3000 экспонатов. Причем всю эту работу Горепёкин проводил на собственные средства.

Его научное и творческое наследие состоит из 37 работ. Главный свой труд Горепёкин назвал «Искра знания соседям ингушам от Терского казака». И правда, сколько усилий пришлось приложить этническому русскому, казаку Фоме Ивановичу, чтобы в совершенстве выучить ингушский язык, описать его фонетику и грамматику, разработать азбуку, а потом записать ингушские пословицы, поговорки, другой фольклорный материал на языке оригинала, составить прямой и обратный словарь ингушской речи, включающий 5000 слов!

Незамеченная сенсация

Какова была мотивация для этой невероятной работы? Горепёкин был убежден, что «ключ к познанию наших предков, происхождения, первичной культуры, языка и других сторон лежит на Кавказе. и его хранит ингушско-чеченский народ, как осколок древних наших предков… Этим всем население Кавказа, а ингуши и чеченцы в особенности, приобретает особое значение в мировой этнографической науке».

Проводя раскопки могильников близ ингушского селения Салги, Горепёкин обнаружил кувшины с надписями, напоминающими древнеиндийское письмо, и предположил, что ингуши еще 5 тысяч лет назад имели письменность, которую утратили примерно в XV веке. «Разгадка знаков на могильных кувшинах… должна почитаться сенсационным событием в ученом мире и иметь громадное значение для самого ингушского народа», — считал он. Казак-лингвист взял на себя миссию восстановить ингушскую письменность, он стал автором первого ингушского алфавита, сначала на кириллице, потом на латинице. Оба, правда, так и не были официально приняты.

При жизни Горепёкина были опубликованы всего две его работы: «Мага-тэ или Мага-ерда — языческий бог-покровитель у ингушей» и «Путеводитель по горам Терской области». Он прилагал огромные усилия, чтобы добиться издания и других своих работ. Но первая мировая, революция, гражданская война, конфликт с создателем «нового учения о языке» Николаем Марром — все эти обстоятельства трагически сказались на судьбе ученого. Его труды остались невостребованными, а сам он чудом избежал репрессий. В годы советской власти Горепёкину пришлось испытать голод и нищету. Он умер 4 января 1943 года. Станица, где он жил, находилась под оккупацией немцев, но тем не менее очень много людей пришло проститься с ученым.

Три тезиса Горепёкина

Ингуши высоко оценили деятельность Горепёкина. В 1918 году по просьбе делегатов ингушского народа руководство Терской области удостоило его почетным званием «Нáха сийдер» («Почитаемый народом») и даже выплатило премию в размере 1500 рублей золотом.

— Фома Иванович Горепёкин из плеяды русских людей — писателей, интеллигентов, которые брались за «ингушское дело» очень искренне и с болью, становились на защиту интересов этого народа. Увлеченные, справедливые, искренние, бескорыстно преданные своему делу люди, которые обладали внутренней порядочностью — чертой, имманентно присущей русской интеллигенции, — считает директор Научной библиотеки Ингушского госуниверситета Адам Мальсагов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Страна великанов
Археологи в Ингушетии изучают не только средневековые башни, древние храмы и склепы эпохи бронзы. Еще им приходится искать старые деревья и способы спасти могилы предков от жадности современников

Справедливости ради следует заметить, что о кавказоведе Горепёкине периодически вспоминали, к примеру, в 80-х годах. Этнографы знали, что он делал хорошие фольклорные записи, но доступа к ним, как правило, не имели.

С середины 90-х годов Берснако Газиков по выявленным материалам Горепёкина делает ряд публикаций в средствах массовой информации, в 2004 году организовывает в Малгобеке «Горепёкинские чтения». Имя Фомы Ивановича высечено на плите в Мемориальном комплексе в Назрани. Доступные рукописи Горепёкина Газиков включил в три тома своей книги «Сборник сведений об ингушах», изданных в разное время.

Историк Алихан Ахриев, изучив труды Горепёкина, пришел к выводу, что гипотезы ученого небезосновательны:

— Я нашел подтверждение трех его тезисов. Первый — что у ингушей в древности существовала письменность. Второй — что можно провести параллель между европейской и кавказской архитектурой, в том числе ингушской. Изучая архитектурное проектирование ингушских башенных комплексов, мы обнаружили такие же решения, что и в западноевропейской замковой архитектуре. И третий — что ингушская архитектура своими корнями уходит в древность, то есть она не средневековая, как принято датировать ее в современной науке, а гораздо более древняя, относится к эпохе до нашей эры, и этому тоже удалось найти подтверждение в архитектуре ингушских башен.

«Почитаемый народом»

Очевидно, что работы Горепёкина имеют научную ценность, они могут пролить свет на многие исторические, этнографические и лингвистические явления. Берснако Газиков ищет их не только в архивах. В 1997 году вместе с единомышленниками он поехал на родину Горепёкина, чтобы найти его близких родственников.

— Мы не сразу поняли, что станица Ессентукская — это современный населенный пункт, а старая станица с таким названием слилась с нынешним городом Ессентуки, — рассказывает Газиков. — Но поездки оказались плодотворными: нам дали адрес правнучки Горепёкина Ларисы Чугуевской, которая живет в Москве, мы познакомились с другой правнучкой — Нонной Светашовой. Нонна Алексеевна очень тепло нас приняла, мы узнали много подробностей из жизни Фомы Ивановича, и, самое главное, она показала фотографии Горепёкина, бумаги, написанные его рукой, и даже портфель, с которым он ходил по Ингушетии, делая свои записи. Женщина подарила нам некоторые семейные снимки прадеда, а также фотографию лесничего Эльбузура Эльджаркиева, одного «из многих природных ингушей», которые помогали Горепёкину в его работе. Мы очень благодарны Нонне Алексеевне за этот бесценный архив. Кстати, именно эти снимки мы впервые выставили на конференции, посвященной 150-летию ученого. После встречи с наследницей у нас укрепилась надежда, что рукописи все же удастся найти.

Газиков убежден, что республика должна чтить память ученого, который всю свою жизнь посвятил служению ингушскому народу. К примеру, стоит назвать его именем учебное заведение, улицу в Магасе. А пока, чтобы увековечить память о Горепёкине, общество «Дзурдзуки» обратилось в парламент Ингушетии с инициативой возродить звание «Нáха сийдер». После долгих обсуждений депутаты приняли постановление об учреждении ведомственной награды Народного собрания Ингушетии — Ордена «Нáха сийдер», который будет присуждаться за выдающиеся достижения в развитии науки, культуры, искусства, спорта, благотворительной и иной общественной деятельности.

Орденом № 1 будет посмертно награжден Фома Горепёкин, награда будет вручена его правнучкам. Автор этой идеи Танзила Дзаурова считает, что это станет не только оценкой заслуг кавказоведа, но еще и возрождением первой и самой древней награды законодательной власти. Среди трудов Горепёкина Дзаурова особенно мечтает найти его «Альбом рукоделий ингушских женщин», поскольку «Дзурдзуки» активно занимается возрождением древних ингушских ремесел.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Три тысячи метров над уровнем моря. Как прошло восхождение на Столовую гору в Ингушетии
Первым ожидаемо пришел скайраннер, третьим — фермер-горец. Но и наш фотограф Иван Губский показал неплохой результат
Россия собирается вместе. Что значит для Кавказа День народного единства
4 ноября имеет особое значение для Северного Кавказа — региона с огромным культурным и религиозным разнообразием
Наконец увидеть родину. Рассказ жительницы Кабардино-Балкарии, пережившей депортацию
В День памяти жертв политических репрессий публикуем рассказ 82-летней Кезибан Глашевой о трагедии балкарского народа, выселенного с родной земли в Среднюю Азию в 1944 году
«Оскар» по-кавказски. Объявлены победители кинофестиваля «Золотая башня»
В Ингушетии вручили награды X Международного кинофестиваля «Золотая башня». Приз нашей редакции достался фильму «Большие змеи Улли-Кале»
«Золотая башня»: представляем фильмы X Международного кинофестиваля в Ингушетии
Одна из конкурсных картин получит специальный приз от редакции портала «Это Кавказ» — информационного партнера кинофестиваля
Танатотуризм на Кавказе: чем притягивают путешественников «города мертвых»
Даргавс в Северной Осетии, Цой-Педе в Чечне, Кырхляр в дагестанском Дербенте — все эти знаменитые достопримечательности по сути кладбища. Но порой именно здесь оживает история
Полная версия