{{$root.pageTitleShort}}

Ингушская башня: как это устроено

21 мая 2022 года в Ингушетии впервые отметят новый республиканский праздник — День ингушских башен. Вместе с историками и археологами объясняем, как выглядит каменное достояние республики

Праздник ингушских башен, учрежденный в прошлом году, будет отмечаться ежегодно в третью субботу мая, чтобы ингуши не забывали о своем уникальном наследии, берегли и сохраняли его для потомков.

«Ингушские боевые башни являются в подлинном смысле вершиной архитектурного и строительного мастерства древнего края. Они поражают простотой формы, монументальностью и строгим изяществом… Можно сказать, что ингушские башни для своего времени были подлинным чудом человеческого гения, как для нашего столетия новые шаги человека в небо…» — писал историк-кавказовед Евгений Крупнов, автор книги «Средневековая Ингушетия».

Башенный комплекс Эрзи в Джейрахском ущелье

Боевые башни по-ингушски называются вIов. Эта цитадель была практически неуязвима. Враги не могли протаранить ворота: их просто не было, вход в боевую башню располагался на втором этаже — во время тревоги сельчане забирались туда по приставной лестнице и втягивали ее за собой. Там же и жили люди во время осады и штурма башни. А на первом ярусе обычно размещали пленников и запасы продуктов — в специальных конусовидных каменных отсеках.

Все ярусы разделялись деревянными перекрытиями, которые опирались на каменные выступы, и только над вторым сооружали каменный свод — «моартол». Функций у него было сразу несколько: он становился фундаментом для последующих этажей, скрепляя стены башни между собой; его нельзя было поджечь; наконец, он работал как сейсмопояс во время землетрясений. Моартол подчеркивал особый статус второго этажа: именно здесь на священной цепи висел братский котел, в котором готовили пищу. Считалось, что души предков витают над очагом — их «кормили», бросая в огонь кусочки пищи. А если врагу (например, кровнику) удавалось проникнуть в башню и ухватиться за цепь, он становился неприкосновенным.

Остальные этажи — с третьего по пятый — могли быть как жилыми, так и боевыми. Они соединялись люками; на каждом были бойницы и смотровые щели. На последнем, шестом ярусе, который ингуши называли «сокол башни», хранилось оружие — камни, луки и стрелы, ружья. С четырех сторон были устроены амбразуры, наполовину прикрытые машикулями — каменными щитами. Снаружи они похожи на балкончики без пола, но ничего общего с ними не имеют — оттуда ингуши сбрасывали на неприятеля камни или стреляли, оставаясь под прикрытием машикуля.

Крыша могла быть устроена по-разному. Встречаются башни с плоской земляной крышей, которая окружена зубцами-парапетами выше человеческого роста. За ними укрывались лучники, а на крыше лежали запасы камней для метания. Но земляная крыша требует ухода. Чтобы она не протекала и не гнила, после каждого дождя ее надо смазывать глиной, утрамбовывать; зимой очищать от снега, который заваливает люк. Поэтому над крышей стали устанавливать навес, который со временем превратился в пирамидально-ступенчатое каменное навершие. Оно состояло из 12−16 сланцевых плит и завершалось крупным конусовидным камнем.

Точное количество башен и их датировка до сих пор являются предметом споров. Большинство башенных комплексов относятся к позднему Средневековью, но построены на основах и фундаментах более старых сооружений. Археологи исследуют остатки древесины, проводят радиоуглеродный анализ материалов из фундаментов башен. По словам историка, главного хранителя фондов Госархива Ингушетии Джабраила Чахкиева, некоторые из них датируются даже 2 тыс. до н.э.

Элиза Бицоева, Саида Данилова

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Просветитель ингушей: как на Кавказе ищут потерянные рукописи Фомы Горепёкина

Долгие годы терский лесничий по крупицам собирал сведения об истории и культуре ингушей. Спустя столетие ученые пытаются отыскать его архив, бесценный для народа, ставшего жертвой тотальной депортации

Бронзовый Осирис и другие артефакты, ради которых стоит сходить в Ставропольский музей-заповедник

Древнейший скипетр власти, погребальные украшения скифской воительницы, двухтысячелетняя амфора — рассказываем о новых экспонатах археологической коллекции краеведческого музея в Ставрополе