История
Собиратель древностей
20 мая, 2021
878
Позвонок динозавра, сундук казака из царского конвоя, снаряды времен битвы за Кавказ — благодаря этим экспонатам частного сельского музея в Чечне изучать историю своего края гораздо интересней

— Как-то в детстве мне на глаза попалась фотография ветерана из Сержень-Юрта верхом на вздыбленном коне. В военной форме, со множеством наград. Я был очень впечатлен его бравым видом. С тех пор интересуюсь темой Великой Отечественной войны. Позже стал собирать информацию о сельчанах, ушедших на фронт, читал архивные документы, рукописи жителей станицы, обращался в поисковые группы. Иногда и мне доводилось им помогать.

62-летний Обукосум Эскирханов из чеченской станицы Калиновской не просто интересуется историей — в местном парке он установил мемориальную доску в память об участниках войны, а в своем доме создал целый музей.

Чтобы помнили

Из Калиновской на фронт ушли 957 человек, из них лишь 283 бойца вернулись домой, 73 попали в плен, остальные погибли или пропали без вести, говорит Обукосум. Он собирает также информацию о бойцах, похороненных в Наурском районе.

— В 1942 году здесь проходили ожесточенные бои. Участники битвы за Кавказ больше ста дней удерживали позиции в районе села Рубежного. Многие погибшие красноармейцы числятся без вести пропавшими. Некоторые похоронены в нашей станице на христианских кладбищах. Мне удалось установить имена почти всех. Сначала они были преданы земле по одному, по два или по несколько бойцов, но потом перезахоронены в братскую могилу. По моим данным, всего их 340 человек. Я установил имена 315 из них и увековечил 260 имен. Кстати, в этом мне очень помог Тимур Магарамов из Дагестана. Его дед Башир Магарамов тоже нашел свой последний приют здесь. Тимур изготовил восемь мраморных плит с именами 155 бойцов.

История калиновцев

Но увлечение Обукосума не ограничивается военной тематикой. У себя дома он собрал более 1000 предметов старины. Точное количество не может назвать даже сам коллекционер. Есть вещи старше ста лет.

— Наша станица считалась одним из главных центров старообрядчества на Тереке. До революции тут проживало 11 тысяч человек. Это с учетом 26 хуторов, находившихся в подчинении Калиновской. Принято считать, что она была основана в 1772 году. Но у одного коллекционера я видел карту 1610−1660 годов, на которой уже в это время были обозначены три населенных пункта: Ищерская, Наурская и Калиновская, — утверждает Обукосум. — Местные жители успешно торговали с чеченцами, живущими на правом берегу реки Терек. У меня есть архивный документ — ходатайство начальника Грозненского округа от 1894 года об отдаче обществом села Кен-Юрт правого берега реки Терек в арендное пользование казакам станицы Калиновской для постройки пристани. Существовала переправа через Терек, казаки обменивали предметы ремесленного производства на мясо, масло, муку и другие продукты. Старожилы рассказывали, что если бы не эта лодка и возможность торговать с чеченцами, то казакам пришлось бы очень несладко. Разумеется, для второй стороны это тоже было выгодно. В моей коллекции есть чеченский деревянный поднос, его подарил мне фронтовик Алексей Колпиков, который скончался в 2020 году. Он говорил, что его дед выменял его у чеченцев с того берега Терека.

В коллекции Обукосума привлекает внимание сундук Никифора Карагичева — калиновского казака, который состоял в охране сначала Александра III, а потом и Николая II.

— Сундук дал мне житель станицы Саламбек Ибрагимовм. Он был покрашен в зеленый цвет. Как-то раз я присмотрелся и вижу, что из-под облупившейся краски выступают еле заметные буковки. Снял верхний слой, а там слова: «Боже, Царя храни» и надписи, которые расшифровываются «Лейб-Гвардии Терский казачий эскадрон Собственного Его Императорского Величества конвоя», «Никифор Карагичев», «1888 г. сентября 23 дня. Санкт-Петербург». Всего в царской охране служили шесть наших односельчан.

Еще два интересных экспоната — чаша и кувшин из необычной керамики, которые были найдены в поселке Алды во время земляных работ. Как правило, старинная керамическая посуда бывает желтого, коричневого или бурого цвета. Но эти предметы имеют серебристый цвет и на первый взгляд кажутся металлическими.

Мамонты Наурского района

Два года назад собирателю древностей подарили зуб мамонта, найденный при добыче песка в окрестностях станицы Червленной. С тех пор в его домашнем музее появилась и палеонтологическая коллекция.

— Говорили, что в том же карьере обнаружен череп носорога, но с человеком, нашедшим его, я не смог связаться. Зато есть другие интересные вещи: рог и зубы бизона, кость мамонта, зубы носорога, много белемнитов и аммонитов. Что-то мне дарят, а что-то приходится покупать. Один из самых уникальных экспонатов — позвонок динозавра ориентировочно мелового периода, то есть возрастом 145−66 миллионов лет. К сожалению, у меня нет возможности заказывать профессиональную экспертизу, приходится искать в интернете аналогичные находки, сопоставлять и делать выводы.

Коллекция Эскирханова пока выставлена во дворе его дома и привлекает все больше посетителей. Сюда часто приходят студенты Наурского колледжа, где Обукосум работает специалистом по охране труда, школьники и даже воспитанники местного детского сада. Ни один праздник, посвященный Дню района или Дню терской казачки, не обходится без участия энтузиаста и выставки его находок.

— Хорошо бы найти помещение и открыть настоящий музей, — мечтает Обукосум. — Хранить экспонаты во дворе под открытым небом долго нельзя. От этого они не становятся лучше.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
«Я видела себя домохозяйкой». История чеченки, ставшей успешным фотографом
Мадина Джабраилова пережила личную драму и крах бизнеса, но в итоге нашла себя в искусстве
Юбилей СКФО. Факты и рекорды Северного Кавказа за 15 лет
В честь 15-летия Северо-Кавказского федерального округа собрали все самое интересное о его культуре, достижениях и природных достопримечательностях
И лыжнику, и сноубордисту: 10 советов тем, кто только начинает осваивать склоны
От выбора инструктора до правильной экипировки. Как сделать первые спуски безопасными и комфортными
Печать во времени. Зачем идти в ставропольский музей региональной журналистики
Первая газета Северного Кавказа, скандальная «Адская бомба», диктофон с трехметровым микрофоном. Раскрываем тайны сокровищницы местной журналистики
Сила слова. Как кавказской прессе удается процветать в цифровую эпоху
В День российской печати рассказываем о региональных газетах и журналах, притягивающих литераторов и культурных деятелей со всей страны и вдохновляющих читателей уже не одно десятилетие
Авторская колонка. Снега нет, шампанское нельзя: как я встречала Новый год в Грозном
Под главной елкой города смешались в кучу пони, гринчи, деды морозы, маши и медведи. Наш автор из Чечни — об особенностях национального Нового года
Полная версия