{{$root.pageTitleShort}}

Шесть экспонатов, ради которых стоит идти в Ставропольский музей

Если вы оказались в Ставрополе и не знаете, что делать — отправляйтесь в музей! Местной коллекции древностей завидуют даже в Лондоне

Любой путеводитель по Ставрополю советует гостям города подняться на смотровую площадку Крепостной горы, постоять у главного символа города — Суворовского креста, а ещё пройтись по местам Пушкина, Лермонтова, Толстого, ну и просто погулять. Не зря же Ставрополь называют «кавказским Парижем» — якобы за элегантность архитектуры и густые парки. Однако, помимо стандартных маршрутов, пытливому туристу стоит заглянуть в Ставропольский музей-заповедник. Вот экспонаты, мимо которых нельзя пройти.

1. Нюся и Архип — древнейшие мамонты

{{current+1}} / {{count}}

На сегодня Ставропольский музей — единственное место в мире, где можно увидеть скелеты сразу двух южных слонов вида Archidiskodon meridionalis Nesti. Одного из древнейших на Земле. По подсчетам ученых, сородичи Архипа и Нюси — именно так в музее ласково прозвали своих «питомцев» — населяли планету около двух миллионов лет назад.

Всего в мире существует пять восстановленных скелетов южных слонов, они экспонируются в музеях Санкт-Петербурга, Тбилиси и Парижа. Но пара — только в Ставрополе. Из-за этого город даже прозвали родиной слонов.

Скелет самца (практически полный) раскопали в 1960 году — его нашел бульдозерист в песчаном карьере недалеко от города Георгиевска. После определения пола слона назвали Архипом, почему именно так, история умалчивает. Но местным жителям это имя очень понравилась, и они ласково зовут его Архипушкой. Кстати, при жизни Архипушка был очень крупным зверем, по примерным подсчетам, весил он около 12 тонн.

Кстати! Всего через 15 минут после того, как сообщение о находке Нюси появилось в интернете, в Ставрополь звонили из лондонского Музея естественной истории. Британские музейщики очень хотели забрать этот скелет себе. Но ставропольцы наотрез отказались, решив что достояние края должно оставаться на родине.

Второй скелет был найден спустя почти полвека — летом 2007 года в Новоалександровском районе возле посёлка Равнинный. Останки залегали на 8-метровой глубине. Специалисты быстро установили, что это скелет самки. Для нее тоже придумали кличку — Нюся. И неспроста. Оно было дано в честь знаменитого ставропольского палеонтолога Анны Швыревой, которую музейные сотрудники ласково называют «мамой ставропольских слонов». Эта старейшая сотрудница музея участвовала в раскопках и процессе восстановления обоих скелетов.

2. Буддийская икона, от которой отказался Николай II

{{current+1}} / {{count}}

Как и в Париже, в Ставрополе есть своя «Мона Лиза». Буддийская икона Зелёная Тара, как и ее «коллега» из Лувра, висит за толстым стеклом и загадочно улыбается. Только вот размеры у нее более внушительные — это большое (3 метра в высоту и 2 метра в ширину) полотно, вышитое шёлковыми нитями.

Эту буддийскую танку изготовили в 1913 году в Большедербетовском улусе. По одной из версий — в качестве подарка Николаю II. Ровно 40 лучших вышивальщиц со всей степи трудились над полотном от зари до зари в течение трех месяцев. Подарок вышел роскошным. Икону повезли в Санкт-Петербург и показали её на пышном праздновании 300-летия Дома Романовых. Говорят, царь был тронут, от души поблагодарил калмыков, но не принял подарок. Сказал, что понимает, насколько важна святыня для представителей буддийской конфессии. Икона вернулась на родину.

В советское время ее, как предмет культа, переместили в один из местных Дворцов культуры. И в один день (в 1943 году) икона оттуда попросту исчезла. Точнее её украли — кстати, точь-в-точь как Джоконду.

«Зелёная Тара» внезапно объявилась на послевоенном базаре в Ставрополе. В один день голодного 1946 года, когда продукты отпускали только по карточкам, отоварить свою хлебную карточку сюда пришла известный ставропольский археолог Татьяна Минаева. Она шла, откусывая кусочек белой буханки, которую ждала с ночи. И вдруг слышит, как две женщины обсуждают красивый ковер.

— Мне такой большой не нужен, отрежь половинку! — упрашивала покупательница.

Этим ковром и оказалась икона Зелёной Тары. Археолог буквально умоляла не трогать уникальное полотно и, чтобы выкупить Тару, отдала все, что у нее было при себе: купленную буханку и шесть хлебных карточек — все ее недельное пропитание.

3. Спил дуба, под которым Лермонтов писал стихи

{{current+1}} / {{count}}

Обычный кусок дерева — скажете вы? Как бы не так. Для поклонников литературы — это как минимум интереснейший экспонат, а для лермонтоведов вообще святыня. Это спил так называемого лермонтовского дуба, и ему по меньшей мере 700 лет. Именно этот дуб рос во дворе дома № 18 по улице Дзержинского (бывшая Воробьёвка), когда в нем в 1838 и в 1841 годах по нескольку дней гостил поэт.

Говорят, Лермонтов любил усесться под этим дубом и любоваться видами реки Ташлы. А ещё многие исследователи его творчества полагают, что именно это дерево появляется в последних строках культового стихотворения «Выхожу один я на дорогу». Заканчивается стихотворение так:

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.

60 лет назад один из местных жителей, влюбленный в поэзию Лермонтова, решил собрать желуди этого самого дуба и рассадить их повсюду. Мужчина часто путешествовал по СССР и везде, где был, сажал лермонтовские дубы. Так что теперь его «внуки» растут в Московской области, Калмыкии, Брянской области, Украине и, конечно, по Ставропольскому краю.

Дуб повидал многое: он начал расти, когда ставропольскую землю населял древний народ аланы, перенес владычество татаро-монгол, «прошел» кавказскую войну, революцию и в советское время «прижился» Но конец приходит всему. И в 1982 году дуб рухнул. Случилось это тихим утром, когда в туманном Ставрополе не было ни дуновения ветра. Упал прямо на кухню домика местной старушки. Пенсионерка, к счастью, не пострадала, а ее домик потом помогли восстановить.

Гигантское основание прославленного дуба до сих пор лежит на задворках улицы Дзержинского. Калитка этого дома всегда открыта. Местные жители уже привыкли к частым гостям. Они гордятся тем, что живут в таком историческом дворе, и с удовольствием рассказывают туристам историю дуба.

4. Первый трактор Сталинградского тракторного завода

{{current+1}} / {{count}}

Этот трактор стал настоящей знаменитостью в конце 1950-х годов после небольшой заметки в газете «Ставропольская правда». Журналист писал, что машина была в числе первых, выпущенных с конвейера Сталинградского тракторного завода в 1930-е годы, и продолжала трудиться до сих пор — в одном из колхозов Изобильненского района.

Публикацию прочел самый известный музейщик Ставрополья Вениамин Госданкер и отправился с коллегами на поиски. Так по следам журналиста был найден тот самый колхоз, а в нем — замызганный СТЗ-1. И совсем скоро этот «стахановец» пополнил основную экспозицию музея. Историки рассказывают, что сельские мальчишки приходили просто в неописуемый восторг от этого экспоната. Ведь профессия тракториста была в те годы очень популярной среди советских девушек и парней.

Сейчас громоздкий железный трактор — чудо техники 1930-х годов — украшает зал истории, он прекрасно вписался в экспозицию выставки, посвященной 100-летию комсомола. Железный «конь» стоит среди комсомольских билетов, печатных машинок, значков, рядом с кожаными куртками комиссаров-большевиков.

5. Изваяние половецкого воина XII—XIII веков

{{current+1}} / {{count}}

Любители истории точно не пройдут мимо зала археологии. Чего там только нет: древнерусские каменные кресты раннего христианства, уникальные шелковые ткани VIII—XIV вв.еков, старинный клад арабских монет — дирхемов. Но особое место занимает изваяние половецкого воина, датируемое XII—XIII вв.еками. Дело в том, что половецкие захоронения — очень редки для Ставрополья. Поэтому любая находка на вес золота.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Четыре дня и три ночи: куда съездить на Кавказе в выходные и сколько это стоит
Популярные маршруты для тех, у кого мало времени, немного денег, но есть большое желание открыть для себя Дагестан, Чечню или Ставрополье

Фигуру воина — сурового и, что важно, отлично сохранившегося — нашли в 1983 году в Грачёвском районе, недалеко от села Бешпагир. Тогда там обнаружили цепочку курганов, и в одном из них — эту необычную могилу-святилище. В центре могильной ямы, на постаменте из колотых камней, был закреплён каменный воин, а рядом лежали два скелета — мужчины и женщины. Исследователи предполагают, что это останки людей, которых принесли в жертву.

Изваяние изготовлено по канонической культурной традиции. Руки воина сложены на животе и сжимают сосуд прямоугольной формы со священным напитком.

О том, что это изображение воина, свидетельствует шлем на его голове, который, к сожалению, частично разрушен бульдозером во время археологических раскопок. Кроме того, на его плечах и торсе отчётливо видны и перевязи для пластин доспехов.

Плотно сжатые губы на лице изваяния производят впечатление высокомерия и строгости, исходящих от сурового воина.

Половцы верили, что после смерти душа человека переселяется в его каменное или древесное изображение, поэтому мастер старался максимально передать портретное сходство с умершим.

6. Мавзолей аланского правителя XI века

{{current+1}} / {{count}}

Любителям древних памятных мест стоит пройти двор музея-заповедника. Будьте готовы, что повеет холодом. И виной этому вовсе не ставропольский ветер, а дух мёртвых. Дело в том, что здесь, под большим навесом установлен, пожалуй, самый удивительный экспонат музея — каменная усыпальница аланского правителя. Датируется она XI веком и завораживает каждого посетителя.

Аланы — древние ираноязычные племена, проживавшие на территории Предкавказья с первых веков нашей эры. Мавзолей они переиспользовали для захоронения своего военночальника и правителя. Уникальность памятника — в рисунках-барельефах, которые украшают все четыре стены усыпальницы. Рисунки очень хорошо сохранились. Сюжеты отражают религиозные верования этого народа — симбиоз не так давно принятого ими христианства с язычеством.

На одной стороне — изображения священнослужителя, причащающего правителя, кресты, кубки с вином. На другой — водный мир, населенный странными магическими существами.

Куда еще пойти:

Ставрополь просто рай для поклонников русской литературы. Писательские места здесь буквально на каждом шагу. Поклонникам главного русского романиста И.С. Тургенева стоит заглянуть в усадьбу художника В.И. Смирнова — она находится буквально в пяти минутах ходьбы от музея-заповедника (ул. Дзержинского, 105). Среди различных работ самая примечательная — портрет Ивана Тургенева, выполненный в смешанной технике. Тургенев был любимым писателем ставропольского художника. Смирнов написал этот портрет в 1908 году, к 90-летию писателя. Причем на основе фотографической открытки. Лично художник и литератор никогда не встречались.

Ася Асрян

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ