К 80-летию Победы
85 000 км до юбилея Победы
7 апреля, 2025
Он был в ссылке, прошел войну, стал полковником, победил рак в 95 и ежедневно выходит на пробежку. Правила жизни 99-летнего ветерана Великой Отечественной войны Александра Пагаева

«Вот так началась моя жизнь»

— Я родился 20 мая 1925 года в селении Гизель в Северной Осетии. В 1932 году нашу семью раскулачили. Привезли в товарных вагонах под охраной в Сакаровку. Кругом на расстоянии многих километров ничего кроме двух железных дорог. Приказали поселиться в землянках. Зиму мы жили под снежными буранами, питались сухим пайком.

Позже родственник помог нам тайком вернуться домой. И все вроде было хорошо, я даже пошел в первый класс, но в 1935 году нашу семью повторно выселили — теперь в Узбекистан. Там очень жарко летом, нет настоящей воды. Мы собирали воду в арыке, отстаивали и кипятили. Отец умер в 1943-м, я был на фронте. До сих пор нам неизвестно, где его похоронили. Вот так началась моя жизнь.

«Задание мы выполнили»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Каждый пятый ушел, каждый второй не вернулся
Первый материал из серии к 80-летию Великой Победы. Северная Осетия

— В декабре 1942 года меня призвали на фронт, отправили во Владивосток пулеметчиком. В 1943 году меня с несколькими сослуживцами послали на учебу в Ульяновскую область — стать наводчиками 45-миллиметровой противотанковой пушки. Нас «обкатывали» танками, чтобы мы их не боялись.

Потом срочно перебросили на Ленинград. Меня готовили к противотанковым боям, но здесь не оказалось танков, кругом болота. И я стал наводчиком 85-миллиметрового миномета.

В мае-июне 1944 года началась Выборгская операция. За десять дней мы с боями преодолели больше ста километров, прибыли в Выборг и взяли его. Там я был дважды легко ранен, но, чтобы быть в деле, стал охранять уже освобожденный город.

Город-крепость

— Выборг — город-крепость. Он небольшой, красивый и уютный. Я был там на 75-летие освобождения. Когда сказал, что был минометчиком в 709-м и в 386-м выборгских полках, то все удивились: я оказался единственным живым участником освобождения Выборга. А через пять лет, уже зная я это, меня сделали героем праздничных мероприятий.

Гордость за Родину

— Силы мне всегда придавала гордость за Родину: я гордился тем, что в Северной Осетии много Героев Советского Союза.

После войны учился в Новосибирском военно-пехотном училище. Потом служил во Владивостоке до 1975 года. Я начинал службу обычным солдатом, а окончил полковником.

Самое главное — не укрываться за чьей-то спиной, помогать своим, быть вдохновленным воином, защитником Отечества в жизни и службе.

Без перерыва

— После ухода со службы из-за проблем с сердцем дважды бывал в военном санатории в Кисловодске. Мой лечащий врач был бегуном на длинные дистанции. Я последовал его советам. Дома, во Владивостоке разметил белилами пляж и стал сначала ходить, потом бегать. С тех пор занимаюсь без перерыва: утром ежедневно ставлю задачу пройти или пробежать столько-то километров.

«Занимаются „шалтай-болтай“»

— 90-летие я отметил во Владивостоке. После смерти моей дорогой супруги Людмилы Николаевны мы с сыном Володей переехали в Осетию. Мне как репрессированному дали землю в Гизели. Я начал строить дом.

По поручению администрации Владикавказа возглавил клуб здорового образа жизни. Я не совсем доволен, потому что многие занимаются «шалтай-болтай». Надо, чтобы каждый пожилой человек получил навыки нагрузок на сердце, на легкие, на ноги и так далее. А к этому здесь не привыкли.

«Тебе уже 95 лет, что ты еще хочешь?»

— В 2021 году я заболел коронавирусом, а после обнаружил на правой ноге опухоль. Поехал в Москву. Один из врачей сказал: «Тебе уже 95 лет, что ты еще хочешь?» Я ответил: «Хочу жить, что-то делать, работать». Обратился в военный госпиталь. Начальник онкологического отделения согласилась меня лечить.

Я благодарен ей, что не побоялась. Была опасность, что я не выдержу первую химиотерапию. Остальные сеансы провел во Владикавказе. Местная онколог удивляется, как я спасся. А я не останавливаюсь, лечусь — много внимания уделяю ногам, хотя уже плохо хожу.

Девятый том

— К 80-летию Победы хочу довести свой «пробег» до 85 000 км. Надо ежедневно бегать и вести дневник. Я его веду с 1 апреля 1979 года. Сейчас уже девятый том. Жизнь сама подсказывает, что надо дальше жить.

Я помню еще то время, когда в Гизели, кроме керосиновой лампочки, ничего не было. Много изменений произошло за мой век. Желаю, чтобы Северная Осетия стала одной из передовых республик во всем. Всем желаю быть постоянно довольными жизнью и не унывать!

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Экскурсии без ограничений. Особенные гиды — о работе на Северном Кавказе
Как «показать» древнейший экспонат музея словами, объяснить шум горной реки на пальцах и почему в Чечне самый популярный жест в общении с туристами — «КРА»? Ответы знают герои нашего материала
«Стать сильнее, преодолев все трудности»
Правила жизни семьи Мархиевых из Ингушетии, победителей конкурса «Семья года — 2025» в номинации «Семья защитника Отечества»
Три часа Николая II во Владикавказе
Последний российский император бывал в столице Северной Осетии дважды. Второй визит даже упомянут в монаршем дневнике. Мы проследили за маршрутом Романова
Наша конституция — это любовь. Правила жизни матери-героини из Георгиевска
В преддверии Дня матери узнали, как живет Валентина Глубоченко, которая воспитала 13 детей и теперь радуется 43 внукам
Инвестиции, туристический налог, подготовка гидов и целевые места в вузах
О том, как Северная Осетия развивает индустрию гостеприимства, в интервью «Это Кавказ» рассказал министр экономического развития субъекта Марат Сокаев
Главные горнолыжные курорты Северного Кавказа: куда поехать зимой 2026 года
Рассказываем, какие есть трассы, сколько стоит ски-пасс, где остановиться и чем заняться после катания
Полная версия