Евгений Лансере, представитель легендарной династии российских художников Лансере-Бенуа, был в Дагестане трижды. Точнее, не просто «был» — жил, искал вдохновение, работал. В Государственном музее Востока открылась выставка его работ, выполненных в разных техниках. Многие из них впервые показываются в Москве, все посвящены Дагестану и большинство приехали из республиканского музея изобразительных искусств имени Патимат Гамзатовой.
— Это наша первая выставка в Музее Востока, но мы давние партнеры, — рассказывает куратор, директор дагестанского музея Салихат Гамзатова. — И мы не могли ограничиться только графическими работами Евгения Лансере. Включили в экспозицию еще и часть материальной культуры Дагестана — предметы декоративно-прикладного искусства
Евгений Лансере принадлежал к влиятельной художественной династии — дотошные исследователи насчитали пятьдесят представителей семьи, связанных с искусством. Среди них, например, известная художница Зинаида Серебрякова — родная сестра Евгения.
— В Дагестан Лансере приехал впервые в 1912 году, — говорит Салихат Гамзатова. — Именно тогда он начал работать над иллюстрациями к повести «Хаджи-Мурат» Льва Толстого. В этом году — 110-летие своеобразного открытия художником Дагестана. Номинально выставка никак не связана с этим фактом, но тем не менее.
В экспозиции «Евгений Лансере в Дагестане» представлены десятки ценных предметов искусства — графика и живопись художника, связанная не только с его художественными поисками, но и с этнографическими исследованиями.
Широкой публике Лансере известен в первую очередь как иллюстратор. Работы художника к изданию повести Льва Толстого «Хаджи-Мурат» считаются шедевром книжной графики.
Произведение стало важным этапом как в творчестве Льва Толстого, так и в художественной судьбе Евгения Лансере. Повесть о Кавказской войне и трагической судьбе одного из ее героев — сподвижника предводителя горцев Шамиля — увидела свет уже после смерти писателя. Рисунки Лансере, по мнению искусствоведов, очень точно оттеняют своей живостью и тонкой прелестью монументальность толстовского текста. В каждом штрихе — любовь к героям, истории и Кавказу.
— Лансере получает заказ на создание иллюстраций к повести Толстого и для сбора материала едет на Кавказ — в Дагестан, в Чечню. Завершает свою поездку в Азербайджане, на месте погребения Хаджи-Мурата, — рассказывает куратор выставки. — Этот период в творчестве художника у нас в музее представлен только несколькими работами. Одна из них — карандашный портрет сына Хаджи-Мурата. Нам очень приятно, что кроме наших работ в экспозиции можно увидеть рисунки к повести из собрания музея Толстого. Они очень дополняют дагестанский период творчества Лансере, который мы стремились представить.
Во второй раз Лансере приезжает в Дагестан довольно скоро.
Революция застает художника в деревне в Курской губернии, где он пишет с натуры, размышляет над иллюстрациями к еще одной повести Толстого — «Казаки». Не имея возможности выехать в столицу, в 1917 году Лансере вынужден искать убежище у своих старых друзей — художник едет на Кавказ.
— Довольно долго — с ноября 1917 года по август 19-го — Лансере живет в Дагестане, — рассказывает Салихат Гамзатова. — Выезжает в горы, работает. Он подружился в это время с Халил-Беком Мусаевым (первый аварский профессиональный художник. — Ред.), много пишет в Гунибе, в селении Чох. Основывает рисовальные курсы в Темир-Хан-Шуре — это современный Буйнакск. В числе интересных работ того времени, представленных на выставке, портрет его ученицы. Лансере вместе с Мусаевым иллюстрирует также первый кумыкский журнал «Танг-Чолпан». И конечно же, как художник, он запечатлевает образы людей, с которыми общается и виды окрестностей Темир-Хан-Шуры, которые наблюдает.
В 1920 году Лансере уезжает в Тбилиси, но в Дагестан он еще вернется.
В 20-е годы ХХ века в России наблюдался всплеск научного интереса к археологии и этнографии Большого Кавказа. Не остался в стороне от этих процессов и Евгений Лансере — он активно участвует в экспедициях, в частности в горный Дагестан, делает сотни набросков и зарисовок: пейзажи, бытовые сценки, условия жизни горцев, лица и образы. Яркие примеры этих работ тоже представлены на выставке. Все они лиричны, живы, наполнены особенно теплым отношением художника к Кавказу.
— Художник отправился в большую экспедицию по горному Дагестану по приглашению наркома просвещения республики Алибека Тахо-Годи. Вместе с Лансере поехал сам Алибек, художник Джемал Муэддин-Араби, скульптор Хасбулат Аскар-Сарыджа, ученики художника и его сын, — рассказывает Салихат Гамзатова.
Экспедиция объездила много горных сел и до сих пор считается одной из самых значимых для систематизации культурного наследия Дагестана.
— У Лансере много архитектурных зарисовок и, что особенно ценно, запечатлены образы интерьеров горских жилищ. Они большая редкость, и вы можете их увидеть на нашей выставке, — объясняет куратор. — Интересно, как в своих воспоминаниях сын Лансере пишет, что их предупреждали, что поездка может быть опасной. На деле же все были очень доброжелательны. А в воспоминаниях самого художника меня особенно трогает то, что именно в Дагестане Лансере стал больше работать на пленэре, потому что встречал такую действительность и природу, которую тут же хочется запечатлеть.
После гор по заказу местного краеведческого музея Лансере едет в станицу Старогладовская — сейчас это территория Чечни.
— Помимо научной работы художник приступает там к иллюстрациям к повести «Казаки». Лансере на протяжении всей своей жизни дополнял два толстовских цикла работ — к «Хаджи-Мурату» и «Казакам».
В экспозиции представлены все периоды работы и пребывания Лансере в Дагестане. Всего же в республиканском музее хранится 135 его работ.
— Сложно выделить какие-то работы, но есть те, что нравятся мне самой, — ведет нас по экспозиции Салихат Гамзатова. — Например, портрет мальчика в шубе — очень трогательная работа. Один из самых красивых рисунков Лансере — «Аул Урада», он же вынесен на афишу выставки. Очень выразителен портрет матери Джемала Муэддин-Араби. Да и все работы замечательны!
Выставку Евгения Лансере можно увидеть в Музее Востока до 29 мая.