В Грозном второй день открыты площадки Кавказского инвестиционного форума — деловые, молодежные и развлекательные. Самой оживленной стала территория региональных стендов в выставочном центре. Шум водопадов, красочные кадры на больших интерактивных экранах, прохлада и аромат свежих фруктов — после 40-градусной грозненской жары создается впечатление, что ты попал в филиал рая на кавказской земле.
Кавказ.РФ: канатка и косметика
В центре внимания оказался стенд Кавказ.РФ с настоящей кабинкой канатной дороги. Как рассказывают создатели стенда, в выставочный центр ее привезли со строительной площадки «Ведучи». Одна кабина рассчитана на перевозку 32 человек, и это легко проверить на выставке.
Кроме того, на стенде корпорации воссоздали лобби отеля с национальными мотивами и разместили истанги — традиционные чеченские войлочные ковры с орнаментом. А еще гости стенда могут познакомиться с косметикой на основе тамбуканской грязи, которую добывают прямо из озера на Северном Кавказе, а производит наборы дочерняя компания Кавказ.РФ — «Кавминкурортресурсы».
Дагестан: крепость и курорт
Из региональных стендов первыми приковывают взгляд объекты Дагестана и Чеченской Республики — национальный колорит в тандеме с современными технологиями.
На площадке Дагестана посетители знакомятся с архитектурно-градостроительной концепцией возрождения и развития Ахтынской крепости. Построенная в позапрошлом веке, эта крепость входит в число немногих сохранившихся в регионе памятников фортификационного искусства времен Кавказской войны. И она может стать еще одной привлекательной достопримечательностью Южного Дагестана, пока еще мало освоенного туристами.
Также на дагестанском стенде обращает на себя внимание проект Каспийского прибрежного кластера — морского курорта под Дербентом, который обещает стать конкурентом Сочи и Анапе.
Чечня: колбаса и космические спутники
Чеченская Республика заслуженно гордится курортом «Ведучи». Его позиционируют как «первый в мире горнолыжный курорт, сохраняющий национальную культуру».
Гости выставки могли познакомиться и с макетом нового терминала международного аэропорта Грозного, и с другими проектами — от производства материала для изготовления экологичной одноразовой посуды до космических спутников. Чечня, кстати, уже запустила два.
Любители попробовать местную кухню удивлялись богатству линейки продуктов «Аргунского мясокомбината» — местного производителя колбасных изделий.
Кабардино-Балкария: конфеты и вольфрам
Больше всего посетителей — у аппетитного стенда Кабардино- Балкарии. Здесь и фрукты, и ягоды, и соки, а еще пастила, консервы, соления, сухофрукты.
Свою продукцию представили 18 предприятий агропромышленного комплекса и промышленности республики. Среди них «Терекалмаз», «Эрпак», «Гипсолит», «Чегем-Агро», кондитерские фабрики «Жако» и «Нальчик-сладость», «Фрукт Трейд».
Отдельным блоком на мультимедийных устройствах показаны пять прорывных проектов республики: тепличный комплекс по производству плодоовощной продукции защищенного грунта, всесезонный туристско-рекреационный комплекс «Эльбрус», комплексная застройка жилых микрорайонов Нальчика, ИТ-парк в столице КБР и возобновление добычи и переработки вольфрамо-молибденовых руд Тырныаузского месторождения.
Карачаево-Черкесия: горнолыжка и аэропорт
Как и Кабардино-Балкария, республика рассказала о своих главных масштабных проектах при помощи мультимедийных технологий. Кроме того, стенд региона украсил макет будущего аэропорта «Архыз».
Карачаево-Черкесия — единственный регион Северо-Кавказского округа, где нет своего аэропорта, и разговоры о его строительстве ведутся уже много лет. Реализация долгожданного проекта начнется уже в этом году, а завершить его планируют в 2028-м.
В 2023 году республику посетили 2,1 млн туристов. Сейчас в регионе реализуют четыре проекта с общим объемом инвестиций более 2 млрд рублей. В дальнейшем в развитие туристической инфраструктуры Карачаево-Черкесия планирует инвестировать не менее 90 млрд рублей. В КЧР построят 8 новых канатных дорог, 40 км горнолыжных трасс и увеличат гостиничный фонд на 4 тысячи номеров, что позволит принимать до 4 миллионов туристов в год.
Ингушетия, Ставрополье и Северная Осетия: фрукты, мед и туризм
Стенды Ингушетии и Северной Осетии привлекают гостей фруктами, медом, минеральной водой и тушенкой. Все это регионы производят сами и планируют увеличивать объемы.
Впечатляет своими масштабами большой макет ингушского курорта «Армхи». Сейчас идет работа по его расширению, реконструкцию курорта планируют завершить к 2029 году.
Стенд Ставропольского края украшают сочные яблоки, груши и черешня — более 20 сортов плодов от торгового дома «Сады Ставрополья».
Гости с Юга: аджика и вино
Свои возможности, красоту природы и проекты на выставке представили не только регионы Северного Кавказа, но и Адыгея. Из зарубежных партнеров можно познакомиться с Южной Осетией и Абхазией.
Солнечная Абхазия угощает гостей сладкой продукцией от компании «Араду», фруктовой пастой, аджикой, чурчхелой.
«В республике за последние три года количество туристов достигло 1 миллиона. Но регион планирует развиваться и в остальных направлениях. Так, достигнуты соглашения по запуску винных, цитрусовых, алкогольных и безалкогольных напитков. Будут также производить и молочные продукты», — рассказала вице-премьер, министр экономики Республики Абхазия Кристина Озган.