Профессиональный художник из Ставрополя Андрей Самарин завоевывает интернет-пространство: число подписчиков в его Instagram-аккаунте (среди которых Сергей Шнуров и Павел Воля) стремится к 400 тысячам, а совокупный просмотр его работ на известном сайте Reddit и вовсе исчисляется миллионами.
За виртуальным успехом потянулись и реальные дивиденды. Теперь принты его графических рисунков продают в Нью-Йорке и Манчестере, а с заказами стали обращаться и отечественные звезды. Так, прошлым летом ставрополец работал над портретом известной российской гимнастки Ляйсан Утяшевой — по заказу ее супруга Павла Воли.
Мы расспросили Андрея о работе со знаменитостями, том, как обнаженка (или ню) помогает увеличивать число подписчиков и почему традиционные выставки художникам больше не нужны.
С Андреем мы встречаемся в его студии — на 14-м этаже высотки с живописным видом на Ставрополь. Интеллигентный и даже чересчур сдержанный, он часами может рассуждать об академическом искусстве, а графике и вовсе посвящает практически все свое время.
Поначалу путь Андрея как художника был традиционен: худшкола, вуз, потом самостоятельная работа, выставки, заказы. Позже пришло решение создать собственные курсы по рисунку — так Андрей стал автором самых первых в России арт-тренингов. А потом в его жизни появился Instagram, и тут уж понеслось — всего за два года из малоизвестного ставропольского художника он превратился в популярного арт-блогера, о котором знают даже за границей.
— Аккаунт в Instagram я завел четыре года назад по совету одного доброго человека, — вспоминает Андрей. — С самого начала занимаюсь им сам. Первый толчок к популярности дал, кстати, Сергей Шнуров. Я нарисовал его портрет, он репостнул его себе и подписался на меня — от него стали «приходить» подписчики.
Потом работы ставропольца стали тираживать крупные паблики, что тоже увеличивало аудиторию. Теперь каждый его пост набирает десятки тысяч лайков. При этом главные сюжеты в творчестве — ню и знаменитости. Может в этом-то и кроется секрет успеха?
— Знаменитости действительно неплохой способ привлечь внимание к аккаунту, — улыбается Андрей. — А вот обнаженка новой аудитории не привлекает. Скорее, наоборот, после публикации чего-то эдакого сотнями могут отписываться. Но это мой стиль, что делать.
Сам Андрей уверен, что подписчики идут к нему вовсе не из примитивного интереса — поглазеть на портреты звезд или что-то пикантное, а ни много ни мало — за русским академическим искусством. Дело в том, что среди его аудитории в Instagram в основном иностранцы: американцы, европейцы, много представителей Востока. И только 10−15% россиян.
— Моей зарубежной аудитории интересны принципиальные отличия русской школы изобразительного искусства от западной, ее традиции, — уверен Андрей. — И я как раз стараюсь показать наш национальный академизм. В соцсетях этого не так уж много.
Такой же — если не больший — успех поджидал нашего соотечественника в Reddit, где он зарегистрировал свою страницу больше года назад и тоже набрал приличную аудиторию. У некоторых его работ десятки тысяч просмотров, а совокупное число просмотров насчитывает миллионы.
— Пользователи этой американской соцсети специфически относятся к русским, — качает головой художник. — Они даже рисунок не могут потреблять в чистом виде — слишком политизированы. Количество комментариев под некоторыми постами достигает нескольких сотен, и далеко не всегда они хвалебные. Чаще всего критикуют с точки зрения толерантности или социальной позиции. Например, изображение худощавой женщины наверняка спровоцирует комментарии об ущемлении прав полных женщин, и наоборот.
Самые разные отзывы на его работу художнику приходят ежедневно и в личных сообщениях, и по электронной почте. Как говорит сам Андрей, чаще все же хвалят («Хэйтеров у меня очень мало»). Но и не очень лестные обращения тоже встречаются.
— Настоящую войну в комментариях я наблюдал после публикации портретов Эрнесто Че Гевары и Дональда Трампа в Instagram — вот там просто политические дебаты начались, — смеется Андрей. — Я даже боялся, что меня после этого заблокируют. Но в то же время было интересно наблюдать диаметрально противоположные оценки этих известных личностей. Свои мнения писали люди из Латинской Америки, США и Кубы.
Портреты политиков на всякий случай пришлось скрыть. Между тем вслед за хейтерами, подтянулись и покупатели. Художник регулярно продает картины в Европе, а принты рисунков расходятся в Нью-Йорке и Манчестере. На продажу, как правило, рисует маслом, а вот с графическими работами расстается с трудом. Но иногда делает исключения — для знаменитостей.
В прошлом году художнику поступил ответственный заказ от шоумена Павла Воли — нарисовать портрет его жены, гимнастки Ляйсан Утяшевой, в качестве подарка ко дню рождения. Павел нашел Андрея опять же через Instagram, увидел его работы, подписался и спустя неделю вышел на связь по телефону — уже с предложением.
— Он очень хотел, чтобы я обязательно показал на рисунке руки и длинные ноги Ляйсан, — вспоминает Самарин. — Как объяснил Паша, изгиб стопы Ляйсан в обратную сторону имеет самый большой угол в мире, даже зафиксирован соответствующий рекорд. Наши с ним переговоры проходили очень весело — через голосовые сообщения. И каждое его послание напоминало небольшой импровизированный стендап — уж очень он смешно разговаривает.
Андрей подготовил три варианта с разными позами, из которых в итоге выбрали только один. Портрет получился размером 1,5×1,5 метра — самая большая графическая работа художника. Заказчик результатом остался доволен.
— Павел очень эмоционально отзывался о моей работе, говорил: «Очень нравится, Андрюха». Даже сам собирался учиться рисовать на моем онлайн-курсе, но потом не смог из-за работы. Ляйсан тоже звонила и благодарила. Сказала, что на рисунке выглядит лучше, чем на самом деле.
Свои портреты, выполненные Самариным, пусть и не на заказ, оценили в соцсетях рэпер Oxxxymiron, юморист Гарик Харламов, а телеведущая Анфиса Чехова и вовсе заказала ставропольцу оформление своей книги.
— Instagram — удивительная вещь. Именно благодаря нему у меня появился стимул ежедневно рисовать, — признается художник. — Ставрополь ведь удален от мировых процессов, и чего-то нового в искусстве здесь не происходит. Поэтому нужно взаимодействовать с окружающим миром, в том числе и через интернет. В принципе, для нынешних художников традиционные выставки вообще утратили свое значение. В интернете аудитория все равно в разы выше.
Сейчас Андрей не только рисует сам, но и передает навыки ученикам — проводит онлайн-курсы и обычные уроки. По его подсчетам, за все время существования его авторской студии — а это больше 15 лет — через нее прошло около 16 тысяч человек. Хотя сам он признается: прилежным учеником никогда не был.
— Всю жизнь, пока я учился рисовать, у меня было желание все бросить, — говорит Андрей. — В этом было мало творчества. Приходилось делать много упражнений по перспективе и светотени, рисовать всякие глиняные горшки, кубики и шары. Но другого пути нет: сначала академическое постижение дисциплины, а после этого никем становиться не надо. Все люди и так художники. Вот такой рецепт.