Культура
Маска, кто ты?
30 апреля, 2021
435
Пять необычных масок осетинской художницы Карины Бацоевой, дающих ответы на вечные вопросы

В Национальном музее Северной Осетии проходит выставка молодой художницы Карины Бацоевой. Автор впервые выставила на суд зрителей свою живопись, а также керамические и гипсовые маски. По словам художницы, эти арт-объекты — ее личный поиск ответа на вопрос: «Что есть за пределами материального?»

— Маски сами по себе для меня загадочны. Что такое маска? Почему люди издревле их надевали? Они прячутся или перевоплощаются? Для меня это большая тайна. И через свои работы я пытаюсь найти ответы на эти вопросы, — объясняет художница.

Мы попросили Карину рассказать о пяти масках — и о том, что мы можем понять с их помощью.

«Эгрегор»

«Эгрегор» одна из первых объемных работ Карины. Арт-объект выполнен в смешанной технике с использованием нитки, гипса и холста. Эта маска — символ поиска человеком своей целостности через религию. Грубо говоря, эгрегор — это коллективное бессознательное, только пользуются этим термином не психологи, а поклонники эзотерики. У художницы, впрочем, свой взгляд на эту тему.

— В современном хаотичном мире эгрегором может быть интернет или компьютерная игра. Что угодно, во что люди верят, что проповедуют и через что пытаются найти себя. Эгрегор — это то, во что мы верим.

У маски три составляющих. Первый холст — это эгрегор с многобожием. Второй — христианская тематика, все религии, где Бога разделяют на три «составные». И нижний холст — Бог един, как, например, в исламе. Само лицо в трещинах, они символизируют нашу нецелостность. Нити на холсте — это путь человека, его поиск.

Современному человеку очень сложно, он потерян. К примеру, осетины. Человек рождается в Осетии. Какой религии он будет придерживаться? Это будет наша национальная религия, христианство или что-то иное? Найдет ли себя? Не «взорвет» ли это его личность или, напротив, соберет воедино?

«Страсти»

Самая яркая маска из всех представленных на выставке — «Страсти». Казалось бы, о чем она — понятно каждому. Но художница призывает толковать название работы шире.

— Многие узко воспринимают понятие «страсть». Это ведь не всегда о чем-то сентиментальном, романтическом. Это чувство в нас может вызвать что угодно: животное, ткань, работа, деньги, увлечение, ребенок. И тогда мы перестаем видеть, что происходит вокруг. Страсти — это то, что нас ослепляет. А все, что нас ослепляет, в какой-то момент становится нашей травмой.

Здесь страсть — критический момент, до которого не нужно доводить. Ведь когда этот платок спадает с глаз, когда страсть ослабевает, мы часто говорим: «Это была всего лишь страсть, а жизнь в это время проходила мимо меня». Страсти — они скоротечные, вспыхивают и проходят. Во всем нужна гармония.

«Ибо прах ты и в прах возвратишься»

Эта работа висит у художницы в мастерской над рабочим местом. И как признается сама Карина, нередко возвращает ее в нужное русло.

— В потоке бытовых дел мы часто погружаемся в суету. Эта маска — напоминание о том, что ты в промежутке. Было до, есть сейчас и будет после. И не нужно очень зацикливаться на чем-то материальном. Как и «Страсти», эта работа говорит о том, что не стоит чем-то так сильно увлекаться.

У каждого свой отрезок пути и своя станция, где человек выйдет. Важно понять, что ты всего лишь цветок, который однажды кто-то срывает, нюхает и выбрасывает. Не больше. И ты так же вернешься, чтобы из тебя появилось что-то новое. Мы материал для творчества. Не надо себя переоценивать.

«Лабиринт»

Эта сложная в исполнении маска посвящена теме выбора.

— В жизни постоянно приходится делать выбор. И вот, когда он сделан, в голове невольно возникают мысли: а что было бы, если бы я решил иначе? Центр маски символизирует итог, к которому многие стремятся. Это своего рода достижение. В буддизме, к примеру, это нирвана, просветление. А лабиринт — наш путь с пробами и ошибками. Иногда мы заходим в тупик. Кто-то из него выбирается и находит новую дорогу. Это про наш жизненный, духовный поиск. Он должен быть всегда, пусть даже ты не дойдешь до центра. Ведь ответы на многие вопросы мы получаем именно в пути.

«Огонь»

Эта маска — олицетворение женского начала. Именно огонь, по мнению Карины, ярко демонстрирует сущность женщины.

— Огонь — это сила. Когда женщина выходит из себя, она способна сжечь все на своем пути. А еще женщина — хранительница очага, воплощение тепла, заботы, красоты. Огонь может быть красивым и завораживающим, но в то же время уничтожающим.

Часто мы не разрешаем этому внутреннему огню проявиться: современное общество не приветствует такую агрессивную силу. А с другой стороны, нередко мы не можем себе позволить быть женственными и мягкими, как огонь в камине. В суете ежедневных дел и забот женщина превращается в робота. Хотелось бы сегодня видеть в женщинах побольше огня — в хорошем смысле. Эта маска — напоминание о том, какая она, женщина.

P. S. Увидеть работы Карины Бацоевой можно во Владикавказе в Национальном музее Северной Осетии до 11 мая.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Автор хита «Дагестан» Сабина Саидова: «Не могу петь под фонограмму»
Известная певица — об истории создания «неофициального гимна Дагестана», лезгинке в Нью-Йорке и любимой бабушке
Выжившая в Беслане: «Я исцелюсь, только когда сама стану мамой»
Пережить трагедию и смерть матери девушке помогли Ван Гог и психотерапия. Сегодня она готова рассказать о событиях, свидетелем которых ей пришлось стать
Однажды в такси: владикавказец превратил поездки в сеансы музыкальной терапии
Для Алана Сурхаева такси — не просто подработка, а возможность поддержать людей песнями и беседой
«Открою лавочку и буду лечить дам и девиц»: где в Кисловодске искать любимые места Чехова
Замысел «Дамы с собачкой» у Чехова родился на Кавказе, куда классик приехал отдыхать в августе 1896 года. Составили маршрут по любимым местам писателя в Кисловодске
7 главных экспонатов Кубачинского музея. Что посмотреть в легендарном ауле златокузнецов в Дагестане
Сабля Надир-шаха, олимпийские сережки, табасаранский ковер и другие уникальные вещи музея, пережившего перестройку, банкротство и два ограбления
«Некоторые музеи в Москве мечтают о такой посещаемости». Как Дом Вахтангова изменил культурную жизнь Владикавказа
Вечера джаза, спектакли-променады, выступления столичных звезд и даже гастротеатр — проект, которому всего год, перестал быть просто музеем
Полная версия